Процесс образования

Культура, искусство

Естествознание

Чтобы сократить чрезмерно разбухший объем информации, который обрушивается на нынешних школьников, необходимо провести радикальные преобразования в преподавании наук. Такая реорганизация должна быть основана на едином мировоззренческом ядре, которое формирует целостное представление о мире, и на общедоступных путеводителях по конкретным областям знаний.

Идеи полидисциплинарности или междисциплинарности считаются одними из главных тенденций науки будущего. Поэтому тренировать холистический, а не аналитический взгляд на мир становится насущно потребностью современной науки

«философия», покажет единство всех методов познания, включая и религиозные

Знание о том, что существуют два мира: материальный и духовный нужно давать как можно раньше. Познание законов не только материальных, но и духовных, должны идти параллельно. . Но когда учащиеся будут видеть, что основные философские принципы составляют основу всех научных дисциплин, то приоритет духовного над материальным будет очевидным.

Выработать собственное отношение к вере, к молитве, помочь понять то или иное религиозное мировоззрение одна из задач всего курса философии. Каждому человеку присущи свои идеалы, и они появляются в соответствии с его личной миссией. Человеку нужно чувствовать, что его судьба не случайна, судьба его народа осмысленна, и что у него есть своё место в этом мире, которое он должен занять, где он должен что-то совершить, потому что никто другой за него этого не сделает. Фактически идеал человека определяет его долг перед самим собой, перед своим высшим «Я». Для каждого из нас это самое главное и существенное, все остальное отступает перед этой единственной целью - выполнение своего предназначения

 

В отличие от существующего представления, что школа должна давать знания, мы должны поставить задачу по иному. Школа должна научить ребенка думать и чувствовать. Говоря о развитии холистического мышления, мы не имеем права представлять его только холодным и рассудочным. Оно должно быть эмоциональным, чутко реагирующим на бесконечные нюансы человеческого бытия. Оно должно быть ассоциативно-образным.

Таким образом, в нашей системе образования должно использоваться оба способа постижения мира: рассудочное и чувственное. Рассудочное познание мира происходит благодаря науке с осмыслением научных фактов, чувственное - через искусство, образы, ассоциации.

Провозглашая принцип гуманистической педагогики, мы должны максимально уменьшить влияние стрессов от психологических перегрузок, присущих современной школе. Для этого необходимо уменьшить количество уроков. Сделать в программе обучения обязательными предметами только те, что перечислены выше. Им будут посвящены четыре часа в день, включая и уроки физической подготовки. После этой обязательной программы следует обед и отдых, после которых обучение продолжится, но уже по предметам в зависимости от выбора учащегося. Предметное обучение может сохраниться в его нынешнем состоянии, т.е. это русский язык и литература, математика, иностранный язык, физика, химия и т.д. Ещё раз акцентируем внимание на том, что предметное обучение происходит во второй половине дня и по желанию учащегося в соответствии с его склонностями, запросами, интересами и умственными способностями. Этот подход никогда не сможет ущемить чьих-либо интересов, поскольку задача школы в том, чтобы давать способы и навыки самообучения. А именно этому в первой половине дня посвящен весь образовательный процесс. Поэтому, почувствовав потребность в знаниях того или иного предмета, в любой момент учащийся может организовать себя так, чтобы усвоить нужный объем информации за необходимый отрезок времени.

Следует изменить также и нынешнюю систему оценки знаний, которая должна быть накопительной, а не оценочной. Это значит, что все полученные баллы, которые получает ученик, складываются. Например, отсутствие знаний определяется нулём, т.е. ученик за урок не получает отметку. Двойка в этом случае не будет оценкой наказания, она будет просто показывать, что ученик из всей суммы знаний освоил всего 40%. А для многих учащихся это бывает очень даже хорошо. Переходя из класса в класс, все баллы также суммируются. Аттестат о среднем образовании получают все учащиеся независимо от оценок. И в аттестате будет стоять то количество баллов, которое ученик накопил за все время обучения. Может быть, по русскому и литературе это будет 2000 баллов, а по математике - всего 300. Дополнительные баллы учащиеся получают за участие в предметных олимпиадах в соответствии с занимаемым им местом. Например, первое место в республиканской олимпиаде может оцениваться сразу 500 баллами.

Также должно высоко оцениваться и участие в школьных научных обществах. Так как это одна из основных форм работы с одарёнными детьми, что способствует раннему раскрытию интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, созданию условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов. Лауреатов школьных научно-практических конференций как городского, так и всероссийского уровня также надо поощрять дополнительными баллами.

, если учащийся собирается получить высшее образование, то он проходит вступительные экзамены в выбранный им конкретный ВУЗ. В этом случае подготовку к вступительным экзаменам лучше предоставить самим институтам в виде подготовительных курсов, так же, как это действует и сейчас.

Особое место в новой системе образования должно отводиться роли учителя. При новом подходе к образовательному процессу учитель - это уже не просто преподаватель, хорошо освоивший свой предмет. Это, прежде всего, отличный психолог, умеющий к тому же проводить групповые психотренинги, это грамотный специалист своего дела, это лидер, подражать которому захотят ученики. Ведь в процессе воспитания происходит не просто переориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: учащихся и педагогов. Поэтому воспитание все время происходит на личном примере учителя, воспринимающего окружающую действительность в гармоничном согласии с собой и миром, предлагающего делать выбор собственным примером.

Реализация выше изложенных положений поможет нам определить новую науку - «науку жить», которую и должна преподавать современная школа. Расширение творческих способностей учащихся определит не только ответственность, но самостоятельность в получении знаний. Изучение отдельных дисциплин в этой системе

 

 

Первая - функция целеполагания. Перед процессом образования всегда стояли два существенных вопроса: чему учить и как учить? Но сейчас на передний план выступает вопрос - зачем учить? В чем состоит цель нынешнего процесса обучения? Сегодня ответ на этот вопрос звучит, как получение максимального количества знаний.

 

 

Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в своем профессиональном поведении:

1. Демонстрировать доверие детям, верить в возможность развития каждого.

2. Помогать детям осознавать себя, свои интересы, склонности, способности, потребности, формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать эмпатией — способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия, учебной и внеучебной работы, общения.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального, теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают в педвузах студентов, а родителей — в центрах помощи семье.

К достоинствам гуманистической педагогики относится, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие его личности посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их а недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей, на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении.

 

Проблема в том, что отечественные учителя хорошо владеют методикой обучения и знают методику внеурочной воспитательной работы, но они очень слабы в практической психологии, в сфере установления и поддержания отношений с учениками. В учебно-воспитательном процессе, наряду с методикой, технологией, важнейшей стороной являются межличностные отношения, общение, психологические аспекты взаимодействия учителя и ученика. Неподготовленность учителя выражается в том, что у него часто нет контакта с учениками, доверительных отношений. Педагоги не могут правильно выходить из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу не только с учащимися, но и с родителями.

Педагоги часто делают грубые ошибки в общении, в собственном поведении, что порой приводит к психологическим травмам у учащихся, их родителей, коллег по школе. Причин тому много. Но главная состоит в том, что в педагогическом вузе не учат психологии общения.

Попытаемся выделить то главное, что характеризует технику педагогического общения гуманистического учителя. В общении с учеником он выполняет рекомендацию психологов занимать позицию поддержки, т. е. проявлять безусловную любовь к ученику, принимая его как самостоятельную личность, стремящуюся быть лучше, несмотря на отдельные неудачи и промахи. Это соответствует отечественному принципу опоры на положительное в ученике, предполагающему подход к нему с оптимистической гипотезой, с верой в него. Поддержка выражается в том, что учитель оценивает поступок, а не человека и ценит личность, безусловно, независимо от временных промахов. Ученики часто говорят, что страдают от предвзятого отношения учителей. Позитивная психотерапия рекомендует в каждом промахе, неудаче уметь находить положительные моменты. Например: «Ты разбил стекло, но зато нашел силы в этом признаться». Рекомендуется не говорить: "Ты упрям, как осел", а «Мне нравится, что ты можешь упорно стоять на своём». Такая позиция учителя в общении с ребенком формирует у него положительную Я-концепцию, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение.

Конфликты на почве деятельности: невыполнение учебных поручений и заданий. Конфликты на почве поведения: пропуск урока, нарушение правил поведения в школе и вне ее, девиантное поведение. Конфликт на почве отношений: антипатии психологического, морального характера, несовпадение оценок, взглядов.

Современная психология предлагает учителю следующий алгоритм поведения в конфликтной ситуации, «срабатывающий» в большинстве случаев. Необходимо погасить эмоции, снять угрозы, проявить понимание собеседника. Сосредоточиться на проблеме, а не на участниках, отбросить взаимообвинения. Выявить проблему, ее причины, позиции сторон, мотивы, цели, интересы. Найти приемлемый для всех вариант (совпадающие цели, средства и пр.), прийти к решению «оба выиграли».

Проблемы современного стиля воспитания

Самой большой проблемой современного стиля воспитания является воспитание детей, которые являются мысленно независимыми и имеют право принимать для себя правильные решения.

Как полный рабочий день поставляется с новым набором функций и обязанностей, так и вопросы каждого этапа воспитания ставят жесткий выбор в подрастании детей.

Идеальный дисбаланс

С ростом затрат и стремительным ростом инфляции зарабатывание денег является неизбежной истиной усовершенствования семьи. Таким образом, от обоих работающих круглосуточно родителей ребенок получает пренебрежение. Это самая распространенная проблема, с которой сегодня сталкиваются родители. Чтобы восполнить это упущение, родители, в конечном счете, покупают дорогие подарки. Покупка лакомства является временным решением основной проблемы собственной вины. Когда оба родителя ребенка к этому привыкают, подобная картина продолжается на протяжении всей их жизни. К сожалению, ребенок никогда не сможет узнать, что нужно заработать что-нибудь, как и большинство вещей, которые ему хочется, не пользуясь истерикой.

Злоупотребление ребенка виной родителей создает идеальный дисбаланс для современных родителей.

Нравственные нормы

Когда телевидение и другие виды массовой коммуникации проникли в каждый дом, они принесли с собой огромную необходимость изменений в традиционных стилях воспитания. Каждый родитель пытается дать ребенку хорошие знания, чтобы он узнавал различие между нравственностью и безнравственностью в очень юном возрасте. Однако когда ребенок видит, что его любимый актер курит, злоупотребляет и предает каждый вид деятельности, что является аморально с большим энтузиазмом, это зарождает определенные убеждения, как у ребенка, так и у его родителя.

Таким образом, поток средств массовой информации в повседневной жизни и отзвук визуальной среды удерживаются в уме ребенка, выполняя процесс обучения его нравственной борьбы с родителями.

Качество свободного времени

Время всегда было дефицитным ресурсом. Особенно когда оба родителя заняты работой; проводить время с детьми становится очень трудно. Поскольку обе стороны привыкли быть далеко друг от друга, они редко понимают важность проводить время вместе. Таким образом, в редкие моменты, когда у них есть время побыть вместе, они выбирают молчание или отчуждение. Ухудшение качества связи из-за нехватки времени, является новой возрастной проблемой, с которой сталкиваются современные родители. К сожалению, с увеличением новых технологий, таких как мобильные телефоны, компьютеры и Интернет, – общение является единственной возможной формой разговора. Преобразование этих виртуальных разговоров в реальность превращается в еще одну проблему, с которой сталкиваются обе стороны, как дети, так и родители.

Мышиная возня

Современный мир направляет детей быть лучшими в том, чем они занимаются. Если ты не лучший, значит, ты уже потерял жизнь. Займи одну минутку и спроси себя, что произошло, когда ты упустил школьный конкурс? Ну, ничего не изменилось. На самом деле неудача научила тебя новому взгляду на жизнь. Замедление позволяет твоему ребенку справиться с внеклассной деятельностью, являющейся важной частью нормального развития ребенка.

Скороспешная ситуация ухудшает отношения между ребенком и родителем. Это может даже заставить ребенка отойти от тебя и доверять людям вне дома.

Маскировка чувств

Многие родители живут стрессовым образом жизни, продиктованным стремительным рабочим давлением, супружескими обязанностями или разводом с супругом. Все это создает трудности в преодолении собственного эмоционального груза. При таких обстоятельствах, эмоциональное здоровье ребенка не получает должного внимания и часто игнорируется. При недостаточном общении, разрыв между родителями и ребенком увеличивается, что ухудшает отношения в доме, толкая ребенка выстраивать тайный мир друзей и врагов.

Знание чувств твоего ребенка является одной из самых сложных задач современного воспитания.

Когда наше поколение подвергается воздействию огромного количества информации, таким образом, помогая детям ее усвоить, можно подвергнуться уникальной борьбе между родителями и ребенком. Кроме того, обучение детей стоит денег, или отношений. В современном стиле воспитания быть только родителем представляется более сложной задачей.

Воспитание является прекрасной радостью, если оно рассматривается непредвзято, а также помогает узнать кое-что и от своих детей.

У каждого народа имеется своя, сложившаяся в течении многих тысячелетий воспитательная система. Она охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, передаёт от старшего поколения младшему все самое лучшее, что накоплено поколениями и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности.

Однако, социологические исследования последних лет говорят о том, что семья все чаще проявляет себя в негативных, а не позитивных результатах семейного воспитания. Эта проблемная ситуация возникла прежде всего из-за изменения социальных условий функционирования семьи и неосознания этих изменений значительной частью родителей. (3, с. 54)

Выделяют типичные недочеты, ошибки, которые допускают семьи под влиянием внешних изменений, усложняющих их воспитательные усилия.

1. Ошибки в семейном воспитании, связанные с неправильным узким представлением родителей об объеме своих функций и возможностях их реализовать:

а) во- первых, не осознается исключительная, незаменимая роль семьи в формировании личности детей.

б) во- вторых, происходит неверное отождествление воспитания с назиданиями, поучениями, сообщением правил, которые надо запомнить и безоговорочно выполнять.

в) в-третьих, неумение и боязнь конкурировать с потребительской модой, групповыми нормами микросреды, противостоять в необходимых случаях их давлению и формировать детей позицию осознанно противостояния негативным его аспектом.

г) в-четвертых, неумение и боязнь обсуждать с детьми острые вопросы прошлого и настоящего страны, вины общества за существенную часть аномальных проявлений в среде несовершеннолетних и молодежи.

д) в-пятых, самоизоляция от взаимодействия с другими институтами социального воспитания ( с детским садом, школой)

2. Ошибки, связанные с неправильным представлением о месте детей в жизни родителей, принципах взаимодействия с ними:

- зачастую отношения к детям родители строят на началах гиперопеки

( отстранение детей от дел семьи), спутником которых является авторитарность решения родителей. Эта позиция реализуется в настойчивым стремлении выстроить из ребенка желаемую модель, что вызывает в конце концов отчаянное сопротивление навязываемому образу жизни, срывы в поведении, взаимное отчуждение.

- многие негативные последствия для детей и родителей связаны с неумением правильно соотнести доверие, уважение и контроль. Но один только контроль за детьми не исчерпывает проблемы.

Многим родителям не хватает контроля за собственной манерой держаться в их присутствии. Открытые конфликты между собой, свидетелями которых являются дети, вынуждают ребенка маневрировать между родителями, автоматически перенимать поведение, неискренность в общении.

Прежде всего, необходимо будет сформировать у родителей ориентацию на собственное изменение. Это означает постоянно искать более эффективные методы влияния на ребенка, развивая себя как культурного человека, так как воспитывать другого можно только тогда, когда ты сам постоянно совершенствуешь себя, т. е. условием повышения культуры семейного воспитания является включение родителей в процессе саморазвития. Воспитанные дети - это воспитанные родители.

Сегодня проблема конфликта в семье значительно «помолодела»: если раньше период интенсивных конфликтов приходился преимущественно на подростковый возраст, то сегодня обострение отношений между родителями и детьми наблюдается уже в дошкольном возрасте и, зачастую, требует психологического, педагогического а иногда и медицинского вмешательства. Конфликты выходят за рамки семьи, затрагивая окружающих людей (воспитателей, учителей, сотрудников на работе, сверстников) и ухудшая состояние психического здоровья всех участников конфликта. Возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неграмотного разрешения конфликтных ситуаций

Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада, конфликта (3).
Считается, что в нормальной стандартной семье (полная семья, экономическая состоятельность родителей и т.п.) ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в такой семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений

Однако, вопреки этому очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен – неуязвимые дети. Так названы дети, «которые воспитываются в самых ужасных условиях и все-таки добиваются значительных успехов в жизни. Наиболее типичной чертой неуязвимых детей является их способность не реагировать на конфликт и справляться с ним благодаря исключительно интенсивной мыслительной деятельности и компетентности. …Эти дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит» (2).
Существуют и другого типа конфликтные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ у доски и др.). Их влияние на развитие детской личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные, казалось бы, «мелочи жизни» нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение. Именно в таких обыденных ситуациях ребенок приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения (6).
Как говорилось выше, проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям.
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в конфликтных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка. Так, психологами выделены 3 группы детей, склад характера которых соответствовал определенным типам воспитательных воздействий, практикующихся в семье (2). В процессе опытно-экспериментальной работы были установлены следующие зависимости:
А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
В данном случае единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни, конструктивно разрешать конфликты. Но, порой этому приходится учить взрослых. С этой целью была разработана программа «Конструктивное разрешение конфликтов», рассчитанная на четыре встречи по 60 минут.
Целью программы было определение и конкретизация задач воспитания, принятие образа ребенка (через принятие образа «Я» самого родителя), умение конструктивно разрешать конфликты, выражать собственные чувства.
В Программе большое внимание уделялось обучению взрослых основным приемам общения, способам бесконфликтного поведения, умению анализировать ситуации и принимать решения, развитие эмпатии, рефлексии. В процессе работы мы вышли на необходимость обучения основным приемам преодоления личностных и социальных барьеров и страхов, развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы собственного поведения и поступков других людей; выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности

Таким образом, конфликтные ситуации в семье возникают на основании несовместимости личностных, материальных, эмоциональных потребностей. Не всегда конфликт - это негатив. Некоторые конфликты являются конструктивными, т.е. при разрешении конфликта взаимоотношения членов семьи переходят на более высокий уровень отношений друг к другу. Основой разрешения конфликта является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и «окрашенность» конфликта, т.е какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на взаимоотношениях членов семьи.
Конфликты между родителями, конфликтные ситуации, возникающие в процессе роста и развития ребенка, вызывают в его психике негативные последствия, что в дальнейшем отражается на его социальной активности и адаптации. Об этом говорят и результаты исследования, показавшие непосредственную зависимость психологического климата в семье, частоты возникновения конфликтных ситуаций и уровня психического развития ребенка.