А.И. Солженицын.

Сыновья уходят в бой

Прощание с горами

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах,
оставляя в горах своё сердце.

Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал.

Кто захочет в беде оставаться один?!
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покорённых вершин...
Что же делать —
и боги спускались на землю.

Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых ещё не бывал.

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас — и зовут нас остаться!
Но спускаемся мы (кто — на год, кто — совсем),
Потому что всегда,
потому что всегда мы должны возвращаться.

Так оставьте ненужные споры —
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал,
На которых никто не бывал!

Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:

"На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу — придёт другой".
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Вот кто-то, решив: "После нас — хоть потоп",
Как в пропасть шагнул из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Кто сменит меня, кто в атаку пойдёт?
Кто выйдет к заветному мосту?
И мне захотелось — пусть будет вон тот,
Одетый во всё не по росту.

Я успеваю улыбнуться,
Я видел, кто бредёт за мной.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

Разрывы глушили биенье сердец,
Моё же мне громко стучало,
Что всё же конец мой — ещё не конец:
Конец — это чьё-то начало.

Сейчас глаза мои сомкнутся,
Я крепко обнимусь с землёй.
Мы не успели, не успели, не успели,
не успели оглянуться —
А сыновья, а сыновья уходят в бой!

19.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.И. Солженицына»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

19.2. Прочитайте рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича»

1. Ответьте на вопросы (устно)

1) Объясните смысл названия рассказа.

2) Какие правила и законы лагерной жизни соблюдает Шухов, чтобы выжить в заключении?

3) Докажите, что Шухов – человек труда. Как он относится к своему делу даже в лагере? Приведите примеры из текста.

4) Покажите, что Шухов по природе своей человек нравственный и сумел остаться таким и в лагере. Как к нему относятся другие зэки? Приведите примеры из текста.

5) Как в душе Шухова сочетается советский атеизм с народной традиционной верой? Проанализируйте его беседы с Алёшкой-баптистом.

19.3. Прочитайте рассказ «Матрёнин двор»

20. Ответьте (устно) на вопросы:

1) Как показана трагическая судьба русского крестьянства в рассказе?

2) Какой увидел свою будущую хозяйку её постоялец при первой встрече? Почему Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?

3) Что «измотало» Матрёну в её жизни? Как постепенно она начинает раскрываться жильцу?

4) Покажите духовное богатство Матрёны.

5) Каковы отношения Матрёны с односельчанами? Как она о них рассказывает?

6) Почему на добрую, отзывчивую Матрёну сваливается столько несправедливостей? Кто виноват в них? Какой ответ на этот вопрос даёт героиня? Какой – автор?

7) Каким образом Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрёны? Случайно ли она открылась ему?

8) Что объединяет Матрёну с Игнатьичем? Почему они сблизились?

9) В чём видят смысл ежедневного существования Матрёна и Игнатьич?

10) Как оценивает характер героини писатель? Почему первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника»?

19. 4. Выполнить тест по биографии и творчеству А.И. Солженицына

19.5. Написать творческую работу по творчеству А.И. Солженицына