Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени.
Требования к уровню освоения материала
Культура Нового времени
Предмет лекции: основные тенденции развития культуры в эпоху Нового времени.
Цель лекции: дать представление об эпохе Нового времени в культуре Западной Европы как о времени формирования светской рациональной культуры.
Задачи:
- отметить основные этапы Нового времени и их особенности;
- выявить события и идеи, ставшие культурными предпосылками эпохи;
- показать основные особенности эпохи Нового времени через
изменения, произошедшие в религиозной, нравственной, теоретической,
художественной культуре;
- показать специфику нововременной культуры с точки зрения ее
основной ценности – разума.
Прослушав лекцию, студенты должны:
- знать хронологические рамки Нового времени, основные этапы развития
нововременной культуры;
- понимать значение Возрождения и Реформации как культурных предпосылок эпохи Нового времени;
- иметь представление о своеобразии религиозной культуры Нового времени и ее влияния на формирование светской культуры;
- иметь представление о политических теориях Нового времени;
- иметь представление о науке как сущностной характеристике Нового
времени, об отличии новой науки от науки античности и средневековья;
- уметь различать основные стили искусства Нового времени;
- иметь представление об изменившемся в эпоху Нового времени самосознании человека;
- осознавать значение культуры Нового времени для формирования
современного человека и современной культуры.
План:
1. Возрождение и Реформация: культурные предпосылки Нового времени. (стр.2)
2. Разумное устройство общества. Вера в прогресс. (стр.4)
3. Формирование научной картины мира. (стр.6)
4. Художественная культура Нового времени: барокко, классицизм, романтизм. (стр.10)
Тема «Культура Нового времени» позволяет понять фундаментальное влияние эпохи на формирование современной культуры, проанализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы эпохи Нового времени и их продолжение в современности; проследить истоки формирования концепции прав человека и гражданского общества.
Название «Новое время» обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. Безусловно, очень трудно искать какой-то общий знаменатель этого периода. Не все просто и с временными границами. Оказывается, что ее начало связано с Возрождением и Реформацией, и провести между ними какую-то четкую границу невозможно. Закончилось ли Новое время тоже не совсем понятно, т.к. многие сегодняшние способы восприятия, многие мыслительные штампы, многие ценности наследуются нами именно от культуры Нового времени.
Необходимо как-то определить эту эпоху по отношению к предшествующей – к Возрождению.
А.Ф. Лосев определяет Возрождение как эпоху стихийного утверждения человеческой личности.
Главная характеристика этой эпохи – гуманизм. Понятие происходит от studia humanitatis: гуманитарные науки, которые занимаются не познанием вещей божественных и природных, а человеком; ревность обо все человеческом, утверждение человеческой природы.
Эта ревность особенно проявляется в следующих чертах:
1. эстетизм: влюбленность в красоту мира, в красоту человеческого тела (именно чувственная красота); доверие человеческому глазу, искусство рассчитано на получение удовольствия в т.ч.
2. стремление все познать, основанное на вере, что все возможно человеку, что вполне посильная задача для человека – охватить весь мир своим разумом.
3. в особом типе личности, который создает эпоха. В это время человек стал ощущать себя царем природы, он надеется в первую очередь на собственные силы. Очень много личностей, кот. сами себя сделали. Медичи, которые были банкирами и стали князьями, правителями Флоренции. Титаны: личности, которые замахиваются на все (Леонардо); личности, которые свободны в своем творчестве. Обратная сторона титанизма: моральное и политическое свободомыслие.
Другой важный источник культуры Нового времени – Реформация – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства. Против богатства и развращенности Римской Церкви; против пап; против духовенства; против толкования Писания, его надо понимать буквально, этого достаточно; против праздников. Все определяет твоя вера. Даже добрые дела и труд ничего не решают (Кальвин).
Возрождения и Реформация сходятся в одном важнейшем моменте – в стремлении освободить человека от внешних авторитетов, наделяя его правом свободно, по собственному усмотрению, выбрать образ жизни.
XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения. Но именно в этот век начинается сведение основ новоевропейской культуры, развивающееся на основе процессов, происходивших в Возрождение. XVIII век – век Просвещения – самый яркий и показательный этап Нового времени. Век пронизан пафосом новизны: он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры. XIX век – буржуазный, в сущности, уже углублял тенденции, обозначившиеся в эпоху Просвещения.