Культура речи, ее информативность, точность и ясность.

Речевое общение и его особенности.

Формы общения и этикет.

Этикет – совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово «этикет» (фр. etuquette) – означало манеру, способ вести себя в обществе. Важную роль в этикете играет и наша речь.

Под речевым этикетом понимается система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке.

Выбор формы общения зависит от возраста и социального статуса участников общения, характера отношений между ними, места и времени общения (например, обращение на «ты» или на «Вы», по имени-отчеству или просто по имени). Какое средство наиболее уместно именно в данной ситуации зависит от того, кто и с кем говорит, в какой обстановке происходит общение.

Деловой этикетформа общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся стандартных ситуациях, способствует овладению мастерством межличностных отношений, исходящих из принципов и норм деловой этики. Деловой этикет – это порядок поведения, установленный в деловом общении, свод правил, которые следует исполнять, позволяющий регулировать деловое общение. Деловой этикет – это внешнее выражение внутренней моральности и культуры делового человека.

 

Деловой этикет включает в себя две группы правил: нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами одного коллектива (горизонтальные); наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

 

Требования этикета изменяются с течением времени под влиянием различных факторов, они не носят абсолютного характера.

Культура общения влияет на создание привлекательного образа предприятия, увеличение количества клиентов, повышение конкурентоспособности предприятия.

 

Понятие культуры речи предполагает умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Культура речи — это умение, во-первых, пра­вильно говорить и писать и, во-вторых, упо­треблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: точность, понятность, информативность, богатство и разнообразие речи, её чистота, выразительность.

Речевые стандарты, формы приветствия, обращения, ведения разговора. Этикетные формы извинения и просьбы, этикетные формы прерывания беседы. (Подробно: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2001, с. 250-271 или Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001, с. 139-162)

Типичные ошибки в произнесении отдельных слов.

Культура телефонных переговоров. (Подробно: Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2001, с. 128-135)