III. Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе и себе. Результатом нравственного воспитания являются проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Конечно, процесс становления личности и её нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может жить в человеческом обществе, и потому обучение этим азам необходимо осуществлять уже с раннего возраста.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок в дошкольном детстве впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Рассмотрим механизм нравственного становления личности:
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно, поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функции обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)=нравственное качество.
Задачи нравственного воспитания дошкольников:
1 группа задач – формирование механизма нравственного воспитания. В данную группу относятся следующие задачи: формирование представлений, формирование нравственных чувств, формирование нравственных привычек, формирование практики поведения, формирование нравственных качеств, формирование навыков трудолюбия.
2 группа задач – отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Это задачи: 1) воспитание гуманности; 2) воспитание нравственных чувств и отношений; 3) воспитание начал патриотизма; 4) воспитание коллективизма и сотрудничества; 5) воспитание интернационализма.
Первая группа задач носить постоянный характер, вторая подвижна и зависит от потребностей общества.
Воспитание гуманности.
Включает отношение к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопережевании, отзывчивости, доброте – эмпатии.
Воспитание коллективизма.
Включает формирование положительных, доброжелательных взаимоотношений, отзывчивости и взаимопомощи.
Воспитание нравственных чувств и отношений включает усвоение нравственных норм, культуры поведения и взаимоотношений.
Воспитание начал патриотизма и гражданственности включает воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
1 группа средств: общение. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
2 группа средств: собственная деятельность детей игра, труд, учение, художественная деятельность. При воспитании в процессе деятельности происходит практика нравственного поведения.
3 группа средств: природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботься о живых и неживых объектах природы. Природа воздействует на нравственную природу личности.
4 группа средств: художественные средства. Это художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы.
Средством нравственного воспитания может быть вся атмосфера, в которой живет человек: атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития.
Методы нравственного воспитания дошкольников (по Нечаеву В.Г.):
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин. иллюстраций.
И к первой и второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. Как бы хорошо ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
· любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
· метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного;
· метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
· методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Методы должны использоваться опосредованно;
· применение методов нравственного воспитания требует терпимости и терпения;
· методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.