I. Понятие о цели воспитания.

Основные направления воспитания детей дошкольного возраста.

План.

1.Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста.

2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

3. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

5.Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

6. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Литература.

1. Козлова с.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000, с.86-204.

2. Р.С.Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ.пед.учеб.заведений. – М., 1998.

 

 

Цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Концепция воспитания дошкольников.

Цель и концепции дают возможность сформулировать цель и задачи воспитания.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое и трудовое.

Принципы воспитания:

1. Воспитание личности в процессе деятельности, поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями.

2. Единство требований к воспитаннику и уважение его личности.

3. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным возможностям детей.

4. Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы, творчества и самодеятельности детей.

5. Терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

6. Уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от насилия, авторитаризма.

Множество ошибок совершается воспитателями и родителями именно из-за незнания и непонимания закономерностей воспитания и логики организации его процесса.

Методы воспитания:

1 группа – словесные методы: рассказ, беседа, разъяснение, объяснение, поощрение, опрос, увещевание и др.

2 группа – практические методы: упражнения, тренировка, приучение и др.

3 группа методов – наглядные методы: иллюстрирование, показ и др.

II.Физическое воспитаниеэто организованный педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, достижение физического совершенства.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье – это гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляет предмет заботы взрослых. Ведь ребенок ещё мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое здоровье.

Цель физического воспитанияформирование у дошкольников привычки здорового образа жизни.

Задачи:

1 группа – оздоровительные задачи: развитие двигательных качеств, умений и навыков, охрана и укрепление здоровья, закаливание, координация осанки.

2 группа – воспитательные задачи: воспитание потребности в постоянном физическом совершенствовании, занятиях физической культурой, формирование нравственно-физических и культурно-гигиенических навыков.

3 группа – формирование представлений о режиме, активности и отдыхе, повышение физической и умственной работоспособности.

Формы физического воспитания – самостоятельная двигательная активность детей; посещение спортивных секций, кружков; медицинско-оздоровительные процедуры; активный отдых; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, занятия физической культурой и т.д.).

Средства физического воспитания: гимнастика и спорт, игры, санитарные нормы в устройстве и содержании помещений, природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим дня, рациональное питание, одежда и т.д.)

Обеспечить воспитание здорового ребенка в условиях ДОУ можно только при условии содружества медицины и педагогики – создание медико-педагогического контроля. Медико-педагогический контроль включает:

- медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детей, соответствие нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям;

- санитарно-педагогический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических требований к оборудованию, помещению, одежды и обуви детей на физкультурных занятиях и т.д.:

- мониторинг здоровья и физического развития детей.

В последние годы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ все шире используются здоровьесберегающие технологии.

Особенности здоровьесберегающих технологий: индивидуализация педагогических воздействий; формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ; организация оптимального двигательного режима; творческий характер образовательного процесса; проведение комплексного мониторинга динамики состояния здоровья детей, их психофизиологических показателей и психолого-педагогических характеристик; создание здоровьесберегающего образовательного пространства.