Тема 9.

Выводы и рекомендации.

Дополнительные сведения.

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация, которая не нашла отражение в предыдущих разделах).

Данная графа может считаться основной. На основе информации «Э.п.» формулируются основные выводы и главные направления работы с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

 

В последнее время в литературе по экологическому образовании. Дошкольников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» д/у. При этом часто дается его неточная трактовка, любое (как правило разовое) определение состояния растительности, воздуха называют мониторингом. Однако, мониторинг – это именно система слежения за состоянием окружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласится с утверждением, что д
у своими силами должен проводить мониторинг среды, а эколог – овладевать всеми методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровень загрязнения почв, воздуха могут только специалистымогут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения участка , вытоптанности участка, запыленности листьев. А вот пригодности почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения эколог самостоятельно не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются в методической литературе (правда, не объясняется как это можно сделать Даже если представить, что эколог все-таки овладел методикой и определил содержание разных химических элементов в почве, воздухе, растениях и т.п. все равно, сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности, нужно еще знать существующие нормы содержания различных веществ в той или иной среде(прежде всего так называемые «ПДК» - предельно допустимые концентрации), определить во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Т.О., коллектив д/у , эколог может проводить лишь некоторые наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды, которые можно рассматривать как элементы мониторинга.