Оснащение лаборатории

ЛАБОРАТОРИЯ

Лаборатория – это новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В лаборатории дети проводят исследования, наблюдения и опыты.

Детские сады переделывают под лаборатории обычные подсобные посещения, оборудованные столами, шкафами. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат, но обязательно наличие водоснабжения в данном помещении.

В лаборатории хранятся основное оборудование и материалы

1. Приборы-помощники: микроскопы, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 мин), компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы: бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, крупный и мелкий песок разного цвета, разная по составу земля, уголь, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья) и др.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролон, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные и пластмассовые, металлические предметы, формочки вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

6. Различные виды бумаги: обычная альбомная, тетрадная, калька, копировальная, наждачная вощеная, картон и др.

7. Красители: пищевые (ягодный сироп) и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные лопатки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл(), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоские блюда, стеки, пилки для ногтей, ученические линейки, сито, свечи, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разных размеров, иголки, булавки, соломинки для коктейля и др.

Дополнительное оборудование и материалы:

1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности). Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты и наблюдения. Во время проведения опытов дети надевают белые халаты и получают опознавательные значки, например, «Ученый Иванов Миша». Можно разработать соответствующие значки для каждого блока занятий. Например, опыты с водой проводят «Исследователи воды», изучают воздух – «Исследователи воздуха» и т.д. Практика работы показывает, что внесение игрового момента в обучение – превращение в ученых – резко усиливает интерес детей к проведению исследований, они ведут себя серьезнее, чем обычно, с нетерпением ждут очередного занятия в лаборатории.

3. Клеенчатые передники

4. Полотенца

5. Карточки-схемы проведения экспериментов. Они оформляются на плотной бумаге и закатываются в пленку, на обратной стороне описывается ход проведения экспериментов.

6. На видном месте вывешиваются правила работы с материалами. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения и разрешающие и запрещающие знаки.

7. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.

Работа в лаборатории начинается с экскурсий, во время которой дети знакомятся с хозяином – например, дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты. Кроме деда Зная к детям в лабораторию могут заходить: внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка, Золотая рыбка и др. известные детям персонажи.