Формы работы в музее

Схема описания экспонатов

Схема тематического плана

Название темы Имеющиеся экспонаты Недостающие экспонаты
     

 

3 этап. Составление тематико-экспозиционного плана. Данный план намечает группировку экспонатов в отдельные экспозиционные комплексы для раскрытия темы.

Название темы Экспозиционные комплексы Экспонаты
    Подлинники и их воспроизведения Вспомогательный материал
       

 

Например, для изучения темы «Вода в природе и жизни человека» можно оформить соответствующие настенные панно или настольно-настенные панно-ширмы:

1. «Где в природе есть вода».

2. «Кому нужна вода».

3. «Вода в природных явлениях».

4. «Как человек использует воду».

5. «Как вода работает на человека».

6. «Кто в море живет».

7. «Кто на болоте живет».

8. «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».

Для темы «Лес и его значение в жизни человека» можно оформить панно:

1. «Как дерево дышит, питается и растет»

2. «Лес- многоэтажный дом».

3. «Кому нужны деревья»

4. Цепи питания (Кто кого ест в лесу?»

5. Зачем пилят деревья?».

6. «Зачем люди ходят в лес»

7. «Пожар в лесу»

8. «Этого не следует делать в лесу»

9. Как лесник заботиться о лесе.

В экспозицию о лесе могут входить также материалы об охраняемых растениях и животных лесов родного края, об ядовитых и лекарственных растениях леса и многое другое.

4 этап. Составление схемы размещения экспонатов.

В размещении экспонатов могут быть различные варианты, но все же существуют и общие правила размещения:

· Крупные изображения, ведущие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над экспозиционным поясом.

· Мелкие предметы, требующие детального роассмотрения – на уровне глаз.

· Наиболее важные экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было видеть их в первую очередь. Подлинникам – центральное место.

Составляется этикетаж, т.е. пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов, где указывается название предмета, краткие сведения о происхождении, значении и использовании.

5 этап. Оформление стендов, щитов, витрин в соответствии с разработанными планами, схемами.

При оформлении нужно учесть окраску стен, выбор шрифта, текстов, расположения материалов так, чтобы основная мысль экспозиции была понятна посетителям.

Общие требования к оформлению экспозиции:

· Стены следует окрашивать в спокойные, нейтральные цвета.

· Если экспонат блеклый, то его нужно поместить на ярком фоне.

· Для сохранности экспонатов от воздействия солнечных лучей рекомендуется на окна повесить шторы из светлой ткани.

 

При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». Здесь не должно быть специально пойманных жуков, бабочек, сорванных красивых цветов, листьев, коры и т.д. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание и родителей. Многие из них в порядке энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек, сделать гербарий из самых привлекательных цветов. Все это наносит вред природе и формирует потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие и умершие стрекозы, бабочки и др. насекомые, опавшие листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии. Что дети знают о причине их гибели.

Для удобства работы музея необходимо составить описание каждого экспоната. Все описания собираются в папках в прозрачных файлах, что позволяет дополнять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

1. Фотография экспоната.

2. Название. Указывается научное, бытовое, народное названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.

3. Где собран. Указывается место сбора, его особенности (место (гора, лес, пустыня и т.д.), страна, среда обитания (водная, наземно-воздушная, почва).

4. Кем собран. Фамилия, имя, отчество дарителя. Можно выделить семейные экспонаты.

5. Краткая информация об экспонате. Где встречается, особенности, как используется человеком, проблемы охраны, связь с другими объектами природы.

6. Как использовать в работе с детьми. Указывается при изучении каких тем программы используется экспонат, на что обратить внимание в работе с дошкольниками, какие виды деятельности можно использовать

7. Дополнительная литература. Перечисляется литература, в которой могут подчеркнуть дополнительные сведения педагоги, литература для детей, в которой описывается данный объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.

Один из критериев деятельности музеев – это разнообразие форм работы. В музее могут проводится_

· занятия,

· экскурсии

· работа кружков

· тематические вечера

· выставки

· конкурсы

· праздники и развлечения, театрализованная деятельность

· беседы о нашем крае.

В музее широко можно использовать ТСО (видео, аудио записи, мультимедиа)

Все проводимые мероприятия фиксируются в «Тетради учета массовых мероприятий»

№ п/п Дата Мероприятие Количество участников Категория участников Ответственный за проведение
           

 

Для эффективной работы музея целесообразно разработать «Программу деятельности музея, которая содержит: цели, задачи, направления, формы работы.