Что значит общественная направленность воспитания?

Какими принципами воспитания руководствуется современная система воспитания?

Какие требования предъявляются к принципам воспитания?

Что такое принципы воспитания?

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) —это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и вI отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность.Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, отстраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность,Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность.Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс,

составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется такими принципами, как:

—общественная направленность воспитания;

—связь воспитания с жизнью, трудом;

—опора на положительное в воспитании;

—гуманизация воспитания;

—личностный подход;

—единство воспитательных воздействий.

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г.Сен-Джон). Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины.

Воспитание ориентировано на поддержку и упрочнение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.