Воспитательные мероприятия как средства воспитания.

Природа как средство воспитания.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Природа лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у школьников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы во­спитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т. д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реали­зуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснитель­ные беседы на уроках и во внеурочное время. В ка­честве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность уча­щихся и т. д. [И. Ф. Харламов, с. 305].

Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. Существуют особые формы внеурочной деятельности – воспитательные дела. Воспитательное дело – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества [И. П. Подласый, с. 318].

Одной из наиболее продуктивных форм воспитания в коллективе является коллективное творческое дело (КТД), которое известно в педагогической литературе как методика И. П. Иванова. КТД – это интегрированная форма воспитательной работы, основанная на творческой деятельности воспитанников. Она предусматривает активное участие воспитуемых в планировании, организации и проведении воспитательного мероприятия, а также анализе проведенной работы.

По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:

– познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит-шоу, КВН, «Что? Где? Когда»;

– трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек;

– художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, артиада;

– спортивные – Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, туриада, спортивные праздники;

общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота».