Преодоление коммуникационных барьеров
Обратная связь
Понятие «обратная связь» вытекает из самого термина «коммуникация», который является производным от латинского слова, обозначающего «общее» или «разделяемое со всеми». Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась. Отсюда вытекает и обратное правило: чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь.
Существуют два условия обеспечения эффективной обратной связи.
Первое — в процессе общения всегда необходимо предусматривать способ обратной связи. Такими способами обратной связи могут быть ответы на задаваемые вопросы, повторение вкратце выработанного решения или перечисление последовательности действий каждой из сторон.
Второе условие хорошей обратной связи — внимание к собеседнику, к языку его тела. Наиболее важные сигналы обратной связи поступают собеседнику именно на этом языке. Умение постоянно и внимательно наблюдать за поведением тех, с кем общаетесь, отмечать и понимать выражение глаз, тон голоса и жесты будет способствовать пониманию того, как на самом деле воспринимаются ваши слова собеседником. В предыдущем пункте были отражены некоторые моменты, на которые необходимо в первую очередь обращать внимание в ходе словесного общения.
Значительному повышению эффективности общения способствует преодоление возникающих коммуникационных барьеров.
Основными причинами плохой коммуникации обычно являются:
— недостаточное понимание важности общения;
— неправильная установка сознания;
— плохое построение сообщения;
— слабая память;
— неудачное формирование средств обратной связи.
Непонимание важности общения. Может проявляться как со стороны обслуживающего персонала, так и со стороны клиента, при этом работники сферы обслуживания исходят, как правило, из предположения, что клиенту вряд ли интересен процесс создания (оказания) услуги, а клиенты чаще всего боятся выглядеть глупыми в глазах работников или надеются на то, что работник сам поймет, что ему надо делать.
Неправильная установка сознания. Установка сознания — это отношение человека к окружению, основанное на всем его жизненном опыте. Неправильная установка сознания может выражаться в виде стереотипов мышления, предвзятых представлений, неправильных отношений, отсутствия внимания и интереса, пренебрежения к фактам.
СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ. Стереотип — это устойчивое упрощенное мнение относительно отдельных людей или ситуаций. Он зачастую вынуждает судить о людях по ассоциации. В процессе жизни человека какие-то стереотипы, довлеющие над сознанием, уходят, другие появляются. Стереотипы влияют на процесс общения дважды: смысл вашего суждения может быть изменен под действием ваших стереотипов и принят собеседником через призму своих стереотипов.
ПРЕДВЗЯТОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Заключается в том, что каждый человек ищет подтверждение прежде всего своим взглядам и с критичностью относится к взглядам других.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Высокая эффективность общения невозможна без уважительного отношения друг к другу. Пока собеседники питают враждебность друг к другу, вряд ли кому-то удастся убедить другого в справедливости своего взгляда на вещи.
ОТСУТСТВИЕ ВНИМАНИЯ И ИНТЕРЕСА. Результат общения не может быть достигнут без взаимного интереса собеседников к обсуждаемой теме. Постоянная информационная нагрузка, характерная для современного общества, заставляет людей быстро отключаться от всего, что не представляет для них непосредственного интереса, поэтому процесс общения, как правило, должен начинаться с привлечения внимания, а затем вызова интереса собеседника к разговору.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ФАКТАМИ. Заключается в том, что человек делает свои заключения при отсутствии достаточного числа фактов или неправильном их понимании. Очень трудно найти взаимопонимание с человеком, который сознательно или несознательно воспринимает только выгодные для себя факты и совершенно не замечает другие. Поэтому, готовясь к общению, важно не только подобрать все возможные факты, но и проверить их достоверность.
Плохое построение сообщения. Ошибки в построении сообщения значительно затрудняют его понимание. Существуют пять наиболее распространенных ошибок.
НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР СЛОВ. Одно и то же слово в различных фразах может иметь другое значение, поэтому слова в сообщении должны быть подобраны так, чтобы исключалось двоякое его понимание.
ОШИБКИ В ОРГАНИЗАЦИИ СООБЩЕНИЯ. Любой коммуникационный процесс должен иметь свою внутреннюю логику: от внимания — к интересу, от интереса — к основным положениям, от основных положений — к возражениям и вопросам, от возражений и вопросов — к заключению, а от заключения — к действию. Иногда заключение в целях привлечения внимания и вызова интереса к последующему разговору ставится в начало процесса общения, затем следуют основные положения коммуникативного процесса, возражения и вопросы, однако в конце все равно делаются выводы.
ОШИБКА В ОЦЕНКЕ СПОСОБНОСТЕЙ СОБЕСЕДНИКА. Содержание и структура общения должны соответствовать уровню понимания собеседником темы разговора. Поэтому разговор даже с высокообразованным и проницательным собеседником должен происходить с использованием слов повседневной речи. Безусловно, это не относится к общению специалистов, вызванному их служебной деятельностью.
СЛАБАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ. Пока собеседник не поверит вашим словам, коммуникативный процесс не даст желаемого результата. Доверие собеседника к вашим словам обусловлено достоверностью приведенных вами ранее фактов. Если собеседник обнаружил в ваших словах ложные и искаженные факты, то все последующие ваши доводы будут восприниматься с большим недоверием.
ОТСУТСТВИЕ ПРИЗЫВА К ДЕЙСТВИЮ. Коммуникационный процесс не будет иметь своего логического завершения без определения последующей программы действий каждой из сторон в целях достижения нужного результата. Такая программа действий будет подчеркивать ваше серьезное отношение к коммуникационному процессу, повысит ответственность каждой стороны к последующим процессам общения.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Коммуникация — это процесс двустороннего обмена идеями и информацией, ведущий к взаимному пониманию. Основными составляющими коммуникационного процесса являются общение, обратная связь и мероприятия по преодолению коммуникационных барьеров.
2. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности или достижении взаимовыгодных договоренностей. Особенностью процесса общения является то, что он осуществляется сразу на двух уровнях — вербальном и невербальном.
3. Основными коммуникационными барьерами чаще всего являются недостаточное понимание важности общения, неправильная установка сознания, плохое построение сообщения, слабая память и неудачное формирование средств обратной связи. Для преодоления этих барьеров с обслуживающим персоналом проводится работа по изучению и овладению навыками общепринятого и профессионального этикета.
Разновидности коммуникаций и содержание коммуникационного процесса