Объект, предмет педагогической науки

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции):

1. Первая концепция - педагогика как междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

2. Вторая концепцияпедагогик как прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике.

3. Третья концепция - педагогика как относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, более опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название «педагогический процесс». Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, более опытного и менее опытного) в целях передачи и освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Так же объектом педагогики является «педагогическое явление», при этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя.

 

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Так же предметом педагогики является воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на них влияние и способствует их воспитанию, обучению, развитию – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность.

Педагогическая действительность и выступает предметом современной педагогической науки. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания; обучения и развития личности, общественного сознания, общества в целом.

Педагогикаизучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Педагогика как наука, изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом и бывают:

1. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном, или объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом — связан с раскрытием сущности педагогических явлений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

2. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

· проективный - разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

· преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать иначе объект и предмет педагогики.

Объектом современной педагогики выступают реальности (явления, процессы, факторы) функционирования и жизнедеятельности государства и общества, их структур и учреждений, социума, семьи и каждого человека, которые оказывают влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан и обеспечивают их самосовершенствование и самореализацию, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права.

Предметом педагогики как науки выступают педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.