Основные понятия адаптивного физического воспитания

3.

2.

1.

Адаптивное физическое воспитание (АФВ) — наука, изучающая различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные.

По определению современного отечественного законодательства, инвалид — это лицо со стойким нарушением функций организма, которое является следствием заболеваний, травм или врожденных дефектов, засвидетельствованных в установленном порядке органами здравоохранения, что приводит к ограничению его жизнедеятельности и потребности в социальной помощи и защите.

Сегодня в большинстве развитых стран отказались от употребления слова инвалид в связи с его негативной психологической нагрузкой. Вместо этого используют такие определения, как: недееспособные лица, люди с физическими дефектами, люди с функциональными (физическими) ограничениями (нарушениями), люди с особыми потребностями, аномальные личности (дети)

Инвалидность - полная или частичная потеря вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, общению, контролю собственного поведения, обучению и занятию трудовой деятельностью, т.е. стойкое нарушение (снижение или потеря) общей или профессиональной трудоспособности

 

По данным ВОЗ, на рубеже II и III тысячелетий в каждой 4-й семье мира есть такой человек, что составляет 10 % всего населения земного шара (около 500 млн, из них приблизительно 3 млн детей). Причины инвалидизации — экологические катастрофы, войны, криминогенные ситуации, наследственность, инфекционные заболевания, травмы, увечья, полученные на производстве, в быту, на транспорте и т.п. В Украине к началу XXI ст. насчитывалось 2,3 млн инвалидов различных категорий, среди них 1,2 млн инвалидов I и II групп, 120 тыс. инвалидов детства, 2 млн психически больных лиц. Ежегодно в нашей стране количество людей с особыми потребностями увеличивается на 200—250 тыс. человек.

Понятие инвалидность является одновременно медицинским, социальным и юридическим, поскольку связано с состоянием здоровья человека и его трудовой деятельностью. Инвалидность определяется медико-социальной экспертизой в результате обследования органами здравоохранения лиц, которые частично или полностью утратили здоровье вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов, ограничивающих их жизнедеятельность, а также лиц, имеющих в соответствии с законодательством право на социальную помощь, компенсацию утраченного заработка или освобождение от выполнения соответствующих обязанностей. При этом устанавливают степень ограничения жизнедеятельности, трудоспособности, группу инвалидности, определяют для каждого инвалида в соответствии с состоянием здоровья вид трудовой деятельности и условия труда, которые оказывали бы содействие восстановлению нарушенных функций организма. Для каждого инвалида разрабатывают индивидуальную программу адаптационно-реабилитационных мероприятий.

Социальная защита инвалидов — система правовых, экономических и социально-бытовых мероприятий, направленных на обеспечение потребностей людей с ограниченными физическими возможностями в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной профессиональной и общественной деятельности и реализацию ими прав и свобод наравне со всеми гражданами государства.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма людей с ограниченными физическими возможностями, компенсацию ограничений их жизнедеятельности, социально-профессиональную адаптацию и интеграцию их в общество.

Адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление у людей с ограниченными физическими возможностями временно утраченных или нарушенных функций (кроме утраченных или нарушенных на длительное время в связи с основным заболеванием — причиной инвалидности) после перенесенных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникших в процессе какого-либо вида деятельности или каких-либо жизненных обстоятельств. Реализуется с целью формирования у человека адекватных психомоторных реакций на то или иное заболевание, ориентации его на использование природных, экологически оправданных средств, которые стимулировали бы быструю нормализацию функций организма; обучения их умению самостоятельно применять соответствующие комплексы физических упражнений, приемы самомассажа, закаливающие процедуры, физиотерапевтические методы и пр.

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации инвалида — комплекс оптимальных для конкретного человека видов, форм, объемов, сроков и порядка проведения реабилитационных мероприятий.

развивающее воспитание умственно отсталых лиц, сурдопедагогику — педагогику глухих и слабослышащих, логопедию — коррекцию речевых нарушений, тифлопедагогику — педагогику слепых и слабовидящих, тифлосурдопедагогику — воспитание, развитие, адаптацию и реабилитацию слепоглухонемых людей.

Адаптивная физическая культура — социальный феномен, главной целью которого есть социализация людей с ограниченными физическими возможностями, а не только их лечение посредством физических упражнений и физиотерапевтических процедур.

Достаточно "молодое" на сегодня понятие — адаптивная физическая рекреация. Ее содержание направлено на активизацию, поддержку и восстановление физических сил, которые расходуются людьми с ограниченными физическими возможностями за время любой деятельности: труда, обучения, спорта, и на профилактику утомления, на развлечения, интересное проведение свободного времени, оздоровление, улучшение кондиции, "повышение уровня жизнеспособности через удовлетворение". Основная идея адаптивной физической рекреации заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности людей, которые принимают в ней участие, за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий.

Спорт инвалидов, или адаптивный спорт, преследует цель — формировать у людей с ограниченными физическими возможностями высокое спортивное мастерство и достижение ими наивысших результатов в различных видах соревновательной деятельности людей, которые имеют аналогичные проблемы со здоровьем. Включает в себя три главных направления: пара-лимпийское движение, Специальную Олимпиаду и Всемирные игры глухих ("Тихие игры"), которые охватывают инвалидов практически всех нозологии. Значение адаптивного спорта состоит в том, что психологическое влияние спортивных тренировок и соревнований облегчает компенсацию физических, психических и социальных изменений личности инвалида; повышает психоэмоциональную устойчивость, нормализует социальную значимость в условиях стресса. Дозированное применение повышенных физических нагрузок при занятиях спортом выявляет резервные возможности организма, повышает коммуникативную активность.

АФВ отличается от физической реабилитации присутствием в его содержании значительного объема спортивных игр и рекреативных мероприятий, целеустремленностью на привлечение к спортивным занятиям по возможности наибольшего количества участников как инвалидов, так и здоровых. От спорта АФВ отличает адаптационно-оздоровительная направленность и ориентация на достижение в первую очередь взаимопонимания, сопереживания, взаимопомощи и дружеских отношений, которые обеспечивают объединение людей с различными физическими возможностями

Сегодня международное физкультурное движение людей с ограниченными физическими возможностями успешно развивается благодаря активной работе многочисленных общественных организаций, таких, как: Международная организация глухих, Международная ассоциация спорта и отдыха лиц с последствиями детского церебрального паралича, Международная ассоциация спорта слепых, Международная организация спорта лиц с недостатками умственного развития, Международная федерация Сток-Мандевильских игр, Международная спортивная организация инвалидов, Международная федерация спорта на колясках. В конце XX ст. с целью развития новых видов спорта для привлечения еще большего количества людей с физическими недостатками была создана Международная организация рекреационного спорта, развития и стимуляции инвалидов.

К началу III тысячелетия адаптивное физическое воспитание выделилось в самостоятельное направление физкультурно-спортивного движения и представлено многочисленными организациями. Большой вклад в развитие АФВ внесла Специальная Олимпиада, осуществляющая финансовое и информационное обеспечение конкретных программ по адаптивному физическому воспитанию в США, странах Европы и СНГ.