Особенности проведения танцевальной терапии.
Развитие танцевальной терапии на современном этапе.
Мэриан Чейз (1886—1970 - начинала свою карьеру танцовщицей в известной труппе ©ennis-Shawn балет. Затем она основала свою собственную танцевальную школу.
Принцип методики Чейз, состоит из четырех пунктов: телесное движение, символика, терапевтический контакт через движение, ритмическая групповая активность.
1. Телесные движения отзеркаливают то, как человек себя чувствует. Чейз акцентировала внимание на координации движений. В случае, когда чувства патологичны, телесные картины раскалываются,
. Но если пациент разрешит себе открыться, в нем могут начать происходить изменения, о которых
будет свидетельствовать тело. Что говорит, что между телесными изменениями и психическим развитием существует тесная взаимосвязь.
2. В танце чувства принимают символическую форму. Символика танца приглашает его к воспоминаниям, которые клиент возвращает из глубины своей памяти, из прошлых лет.
3. Объяснение терапевтического контакта через движение. Чейз выстраивала терапевтическую работу на основе движенческого диалога. Она могла входить в сбивчивый мир пациента и отражать его сбивчивые телесные ответы в своем собственном теле. Она отражала больные движения, но не остановилась на этом и развивала их, комбинируя и изменяя.
Ритмическая групповая активность. Ритм является важным аспектом человеческой жизни. Каждый человек имеет свой личный ритм, дыхание, речь, походку. Но если человек имеет свой специальный ритм, то, по убеждению Чейз, группа, которая работает вместе с ним, тоже должна иметь свое дыхание, пульс. Поэтому ритм является важным инструментом телесной осознанности и коммуникативности
Цель танцевальной терапии— развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. В истории развития танцевальной терапии
Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
/. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах
танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».
3.Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта.
Танцевальные движения представляют собой относитель но безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия,
4, Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения.
5. Создание «магического кольца».- создание чувства группового единства.