Вклад психологических направлений в становлении танцевальной терапии
Зигмунд Фрейд (1856—1939). «Тот, кто имеет глаза — увидит, и уши — услышит и убедится сам, что никакой смертный не может сохранить тайну. Если губы молчат, то сплетничают его пальцы. Каждая часть тела выдает его». Он собрал воедино психоаналитические представления и знание о невербальной коммуникации и описал способы того, как тело может отражать внутреннее «Я» человека. Согласно Фрейду, «Я» — это, прежде всего, телесное «Я». Изучая телесное самовыражение человека, можно понять его душу.
Вильгельм Райх (1897—1957). Райх принадлежал к последователям психоаналитической теории Фрейда; Он заметил, что им свойственны различные телесные и мышечные сопротивления, и потому начал анализировать эти сопротивления. Он интересовался не только тем, «что» пациент сказал, но и тем, «как» он это сделал, придавая большое значение телесным проявлениям. Кроме того, он отметил, что все невротики имели затрудненное дыхание и мышечные зажимы.
Он ввел понятие характерного телесного панциря и рассматривал его как способ защиты от сильных, не только отрицательных, но и позитивных чувств, ограничивающий и искажающий их выражение. Он наблюдал, как гнев, страх, боль и желание (удовольствие)
при свободном их раскрытии снимают мышечные напряжения: Райх расценивал это как свидетельство того, что чувства идут впереди вербального анализа Его терапия два аспекта работы: физическую мускульную линию и вербальный психоанализ.
Александр Лоуэн (р. 1910). Лоуэн был учеником Райха. Его биоэнергетический анализ основан на трех элементах: телесной терапии, свободном чувственном выражении и психоанализе. Лоуэн указывал, что затрудненное дыхание блокирует чувства, возможность внутреннего развития через дыхание и движения может привести людей к гармонии друг с другом. Он работал также с течением энергии в теле. Лоуэн предложил ряд 6иоэнергетических упражнений. После катарсиса обязательно должен проводиться анализ тех чувств, которые вышли наружу.
Юнг(1875—1961) доказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект. В его теории «активного воображения» уделялось большое внимание терапевтическому значению творческого действия. Коллективное бессознательное — это память, которая передается из поколения в поколение, это внутренние примитивные картины, которые одинаковы для всех людей. Чувства, для выражения которых не хватает слов, имеют символический язык выражения — живопись, музыка, танец. и форму в креативном действии.
Карл Роджерс(1902—1987). Созданное им направление психотерапии отдавало приоритет развитию индивидуальности клиента, его свободы выражения. Роджерс помогал клиенту понять себя как личность, становясь, как терапевт, зеркалом клиента, разъясняя для него его интонацию, жесты и мимику. Для этой отзеркаливающей терапии, ведущей к позитивным изменениям, терапевт должен быть сосредоточен на эмпатии .
М. ЧейзЭто элемент работы танцевального терапевта, внесшего наиболее значительный вклад в становление и развитие метода танцевальной терапии
Расколотые телесные картины приобретают целостность, так как бессознательное приобретает форму. И становится осязаемым и осознаваемым. В результате человек может найти дорогу к целостности
- с собой,
-с окружением,
-с культурой