План лекционного занятия
Танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия.
Цель лекционного занятии: Формирование системы научных представлений о сущности танцевальной терапии.
Учебные задачи занятия:
- обучение теоретическим основам и особенностям в понимании танцевальной терапии в различных теоретических подходах.
Методические задачи занятия:
- передача практического опыта проведения занятий по танцевальной терапии.
- грамотное подбор и применение адекватных методов танцевальной терапии при подготовке и проведении занятия.
Воспитательные задачи занятия:
- создание благоприятных возможностей для активности студентов на лекционном занятии.
- формирование у студентов понимания важнейших этических принципов предъявляемых к профессиональной деятельности танцевального терапевта;
1. История и развитие танцевальной терапии
2. Вклад психологических направлений в становлении танцевальной терапии
3. Развитие танцевальной терапии на современном этапе.
4. Особенности проведения танцевальной терапии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – Минск, Выш. Шк., 2003.
2. Лоуэн А. Психология тела. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2000 .
3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2004.
4. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Карвасарского/. – СПб., Питер, 2002.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика (издание 2-е, дополненное). – СПб., Питер, 2002.
6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Институт Общегуманитарных Исследоаний, 2000.
7. Ялом И Групповая психотерапия– СПб., Питер, 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Практикум по танцевально-ориентированной терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.
2. Райх В. Функция оргазма. – М.: Просвещение, 1997.
3. Артур Робер Основные термины и понятия по психологии и психотерапии. Т. 1, Т. 2. – М., ВЕЧЕ АСТ, 2003.
4. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике./ Составитель Баскаков В.Ю. – М., НПО Психотехники, 1993.
1. Танцевальная терапия как понятие и как целенаправленная форма лечения зародилась в США в 1940-х годах. В настоящее время танцевальная терапия активно распространяется по всему миру, но основные научные ее разработки по-прежнему осуществляются в США.
В1966 г. в США была основана ADTA (American Dance Therapy Association1), которая поддерживает и распространяет высокий профессиональный стандарт в танцевально-терапевтической профессии, разрабатываемый в течение многих лет. В 1979 г. Юдифь Банни (Yudith Bunney), в то время являвшаяся президентом ADTA, предложила определение метода танцевальной терапии.
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности
В термине «танцевальная терапия» заключены разные направления, идеологические различия, которые находят отражение в практической работе. Методы работы могут сильно разниться. Но прежде чем обращаться к ним, необходимо провести границу между танцем и движением. Недаром термин «танцевально-двигательная терапия образуется с помощью дефиса. Это разные и в то же время похожие понятия. древности люди верили, что исцеляющая энергия танца приходит от богов, и те, кто исполняют его, танцуя, входят в контакт с ними. Постепенно возрастающая и доходящая до экстаза энергия танца приводит танцовщиков к катарсису. В то же время танец имеет собственный ритм и эстетическую форму, которые нормализуют энергетику человека. Эти две стороны танца оказывают лечебное воздействие. В течение многих лет люди инстинктивно этим пользовались, но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение.
Человек научился выражать свои чувства при помощи движения раньше, чем словами. Его телесный язык принадлежит той культурной общности и той семье, в которой он вырос. Потеря контакта со своими корнями может приводить к неблагополучию, результатом которого могут явиться расколотые телесные картины.
Церковь долгое время смотрела на танец как на греховное самовыражение, остаток невежества. (рисунок средневекового танца) Классический балет стремился к открытию, грации и красивых линий тела, что требовало от исполнителей виртуозной техники. (рисунок балетной сцены).
В это время развивался и народный танец, который вобрал в себя из культуры танца среднего и дворянского классов.
Обратившись к нему в начале 1900 годов, несколько профессиональных танцовщиков совершили революцию в сценическом танце. Им показаалось важнее выражать свои чувства через многообразные комбинации движений. Появилась ностальгия по простым танцевальным мам и стилям; Возвращение к народным формам танца дало еще ее развитие современному танцевальному самовыражению, Благодаря чему стало возможным рождение танцевальной терапии, Теми, кто отказался от строгой системы классического балета были, Айседора Дункан (Isadora Duncan), Марта Грэхэм (Martha im), Эмиль Жак-Далкроз (Emile Yaques-Dalcroze), Мари Вигман Wigman) и Рудольф Лабан (Rudolf Laban).
Айседора Дункан (1878-1927).
Дункан произвела сенсацию своими легкими, воздушными спонтанными импровизациями, которые исполняла, танцуя босиком. Ее танец был чистой импровизационных греческих танцевальных мистерий. Это был чувственный танец. Движения, идущие от природы, ветер, воздух, животные и по-детски инстинктивными. Главным в ее танце было выражеие полной свободы (Boman, 1986).
Марта Грэхэм (1892—1991).
Грэхэм называли «королевой современного танца». Она обращала внимание на то, чтобы танцовщик заглядывал внутрь себя с целью найти свое прошлое. Танец Грэхэм — очень земной. Многие упражнения танцовщик выполняет сидя или лежа на полу. Сама техника строится на принципе противостояния сосредоточения и расслабления, которые образуют мышечное растяжение и сжатие. Движенческие силы берутся из центра тела, и свободно распространяются оттуда по всему туловищу, в то время как классические балетные движения идут от периферии тела. Важную часть техники составляет дыхание.
ВопросКак танцевальный терапевт может обогатить свою работу с помощью этой танцевальной техники (ответ: сосредоточенное обращение внутрь себя.)
Рудольф Лабан (1879-1958).
утверждал, что движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику. Поэтому танцу нужно освободиться от рубашки принуждения, он должен стать доступным для всех, кто хочет танцевать. Он углубил науку о телесных движениях для того, чтобы изучать человеческие обычаи и выразительность. Разработаная им движенческая система подходит и тем, кто профессионально не занимается танцами. Изучая движения тела, Лабан создал платформу для оценки телесного напряжения, его параметров.
Лабан разработал две разные системы для того, чтобы анализировать и описывать движения. Лабан пришел к выводу, что все движения и их динамику можно описать определенной системой с помощью четырех ее факторов. Он наблюдал четыре усилия: сила (вес), время, пространство (объем) и течение
Каждый фактор динамики движения, или усилие, имеет два измерения: пространство может быть прямое и многофокусное; время — быстрое и медленное, плавное; сила (вес) — мощная и легкая; течение-— свободное и ограниченное. Многие танцевальные терапевты описывают движения по этой системе, и это помогает им при диагностике. Но так как описание занимает много времени, то часто легче снять на видеопленку всю танцевально-терапевтическую сессию и только потом анализировать по этой системе.