Лекция №10

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бартонек А. Златообильные Микены: Пер. с чеш. О.П. Цыбенко. – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991 – 352 с.

2. Блаватская В.Д. Ахейская Греция во II тысячелетии до н.э. – М.: Наука, 1966. – 255 с.

3. Блаватский В.Д. Культура античного мира: Сборник статей. – М. : Наука, 1966. – 299 с.

4. Богаевский Б. Крит и Микены (Эгейская культура). – Л.: 1924 – 256 с.

5. Бокиш Г. Дворцы Крита. // ВДИ, 1974, № 4 – С. 88-97.

6. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии, Т. 1. – М.-Л.: Академия, 1937. – 442 с.

7. Виппер Р.Ю. Древний Восток и Эгейская культура. – Изд. 2-е – М.: 1916 – 151 с.

8. Вощинина А.И. Античное искусство: Исторический очерк. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. – 394 с.

9. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова. – М.: Госстройиздат, 1958. – С. 76-86.

10. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т.1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970. – С. 163-195.

11. Галанопулос А.Г., Бэкон Э. Атлантида. За легендой – истина: Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. – 180 с.

12. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1972. – 600 с.

13. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1969. – 479 с.

14. Захаров А.А. Эгейский мир в свете новейших исследований. – М.: 1924 – 152 с.

15. Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 168 с.

16. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940 – 519 с.

17. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979 – 407 с.

18. Ильинская Л.С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. – М. : Наука, 1988 – 176 с.

19. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии: Пер. с нем. – М.: Наука, 1986. – 255 с.

20. Кинжалов Р.В. Шесть дней древнего мира: Этнографические очерки. – Л.: Лениздат, 1989 – 189 с.

21. Кирин, Виктор Нефедович. Атлантида и Платон. – Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2007. – 29 с., табл.

22. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. – М.: Искусство, 1970 – 170 с.

23. Лурье С.Я. Язык и культура микенской Греции. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – 402 с.

24. Любимов Д.В. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.

25. Маринович Л.П. Изучение греческих островов Эгейского моря и Крита в 1967-1970 гг. // ВДИ, 1973, № 2 – С. 121-144.

26. Никулина Н.М. Искусство Эгейского мира и его связи с искусством Древнего Востока. // ВДИ, 1977, № 3 – с. 133-145.

27. Панченко Д.В. Платон и Атлантида. – Л.: Наука, 1990 – 189 с.

28. Пендльбери Д. Археология Крита: Пер. с англ. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. – 415 с.

29. Полевой В.М. Искусство Греции, в 2-х т., Т. 1. – Изд. 2-е – М.: Советский художник, 1984 – 536 с.

30. Поляков Е.Н. Кносский дворец – земная обитель Посейдона. – Мат. LI НТК НИСИ – Новосибирск, 1994 – С. 10-11.

31. Поляков Е.Н. Трактовка идеи «одушевленности» Вселенной в античной архитектуре // Известия вузов. Строительство, 2000, № 9. – С. 112-118.

32. Рязанов И.А. Еще раз об Атлантиде. // Природа, 1988, № 6 – С. 44-54.

33. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодального периода: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с.

34. Сергеев В.С. История древней Греции. – М.: ОГИЗ, 1948. – 552 с.

35. Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. – М.: Искусство, 1972 – 272 с.

36. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – 941 с.

37. Томсон Д.О. Исследования по истории древнегреческого общества: Пер. с англ. – Т. 1. Доисторический эгейский мир. – М.: Изд. иностр. лит., 1958 – 659 с.

38. Чайлд, Гордон. У истоков европейской цивилизации : Пер. с англ. / Под ред. Т.С. Пассек. – М. : Изд. иностр. лит., 1952. – 468 с., ил.

39. Шмидт Р.В. Античное предание о дорийском переселении. // ВДИ, 1938, № 2 (3). – С. 50-65.

40. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 1: Пер. с франц. – Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1935 – 631 с.

41. Щербаков В. Все об Атлантиде. – М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, Ларге, 1990 – 224 с., ил.

42. Эванс А. Дворец Миноса. – М.: Наука, 1936 – 112 с.

43. Эгейское искусство. Альбом (серия «Искусство стран и народов мира»). – М.: Изобразительное искусство, 1972 – 168 с.

44. Evans A. The Palace of Minos, Vol. 1-4. – London: 1921-1935.

45. Evans J. Time and chance. The story of Arthur Evance and his forebears. – London: 1943. – 410 p.

46. Lloyd S., Muller H.W., Martin R. Ancient architecture : Mesopotamia, Egypt, Crete, Greece. – New York, Abrams, 1974 – 415 p., 525 il., 179 diagr. (History of World Architecture).

47. Pendlebury J.D.S. The archeology of Crete. An introduction. – London: 1939 – 400 p., 53 ill., 43 pl., 24 cartes.

48. Schliemann H. Troja. Ergebnisse meiner neuesten Ausgrabungen. – Leipzig: 1884 – 452 s.

49. Stierlin, Henri. Greece : From Mycenae to the Parthenon. / Taschen`s World architecture. – Köln, 1997. – 235 p., ill.

 

 

 

 

1. «Как можно положиться на мнение греков? Во времена Фиванской династии далеко на севере был маленький городок Троя, какие у нас насчитываются тысячами. На этот курятник стал нападать всякий греческий сброд и так надоел его немногочисленным жителям, что те, после десяти лет тревог и волнений, сожгли эту крепостцу и перебрались в другое место. Словом, обыкновенная разбойничья история! Мы смеемся над их чудесами и геройствами, потому что обо всех этих событиях получили в свое время самые точные сведения. Мы знаем, что это явная ложь, и все же слушаем их песни, как дети слушают сказки своей няни, и не можем от них оторваться…. Вот каковы они, эти греки: прирожденные лжецы, но приятный и мужественный народ…» (Прус Б. Фараон: Роман. – Варшава: 1986. – С. 156).

О каких событиях рассказывает Рамзес XII своему сыну? Как выглядела Троя? Действительно ли она походила на «курятник»?

 

2. Страбон, VIII, 6, 11, p. 373:

«Прет сделал из Тиринфа крепость и обвел его стеною с помощью киклопов. Говорят, их было семь, назывались они …[чреворукими]… ».

Павсаний, II, 16, 5:

«До сих пор все еще сохранилась от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Все эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе…».

Как называется каменная кладка, с помощью которой возведены стены Тиринфа и Микен? Действительно ли их построили киклопы (циклопы)? О каких львах на микенских воротах пишет Павсаний?

 

3. Овидий, Метаморфозы, VIII, 159-168:

 

«Дедал, талантом своим в строительством славный искусстве,

Зданье воздвиг; перепутал значки и глаза в заблужденье

Ввел кривизною его, закоулками всяких проходов.

Так по фригийским полям Меандр прозрачный, играя,

Льется неверный поток и вперед и назад устремляет;

В беге встречая своем супротивно бегущие волны,

То он к истокам своим, то к открытому морю стремится

Непостоянной волной: так Дедал в смущение вводит

Сетью путей без числа. И сам возвратится обратно

Мог он едва на порог: столь было обманчиво зданье!…».

 

О каком произведении легендарного мастера Дедала говорится здесь? Был ли у него реальный прототип и как он назывался?

 

4. «Среди бесчисленных помещений дворца, расположенных вокруг главного двора, почти нет одинаковых по размерам и формам. Но из этого не следует, что архитектуре Кносского дворца присуща случайность. Напротив, это архитектурно стройный ансамбль. Только гармония создается здесь не симметрией, а живописным равновесием, свободным сочетанием форм…. И свет, проникающий в глубину дворца через световые колодцы, и открытые колоннады лестниц, сами лестницы и наклонные пандусы создают единый текучий ритм, связывающий весь ансамбль дворца одним потоком движения. Здесь нет ощутимой границы между стелющимся по горизонтальной поверхности планом и ростом здания по вертикали…» [Полевой В.М. Искусство Греции, в 2-х т., Т.1 – Изд. 2-е – М.: Советский художник, 1984 - С. 20-21].

Как Вы думаете, получил ли принцип «живописного равновесия» ансамбля дальнейшее развитие в древнегреческой архитектуре? Свои рассуждения аргументируйте примерами!

 

5. «Практически во всех первобытных традициях рога символизируют силу и власть. Ими украшали тайники и боевые шлемы с древнейших времен до средневековой эпохи. Рога играют определенную роль в декоративном обрамлении азиатских храмов…. Рога были атрибутом киликийского бога земледелия. Горсти зерен у него в руках символизируют плодородие…» [Керлот К.Э. Словарь символов. – М.: РИФ, 1994. – С. 438-439].

Приведите примеры использования «рогатых» символов в эгейском искусстве и архитектуре. Почему владыка Крита укрывал лицо золотой маской в форме бычьей головы?

 

6. Каковы, на Ваш взгляд, причины возникновения своеобразной формы критской колонны? Нашел ли «обратный энтазис» применение в современной архитектуре? Приведите примеры.

 

7. Обитатели Кносского дворца желали превратить свою жизнь в сплошной праздник. За толстыми стенами Лабиринта они чувствовали себя как бы в волшебной атмосфере. На каждом шагу они видели прелестные фрески, перед глазами постоянно палевые, оранжевые волны, извивались фантастические цветы, проносились быки и обитатели зеленых глубин моря: осьминоги, рыбы, дельфины. Они пили тонкие вина из чаш, украшенных изящным орнаментом, напоминающих шедевры венеци­анских мастеров; женщины одевалась в пышные, громоздкие платья, похожие на туалеты дам ХVII в., они носила затейливые прически, которые требовали большого искусства от парикмахеров. Критские ари­стократы любили удобства. Там были великолепные водопроводы, купа­льни, вентиляция. Огромные кладовые ломились от зерна, масла, доро­гих вин. Это был целый мир, веселый и праздничный внутри – в гале­реях и двориках, а снаружи – грубый и негостеприимный. Жители его, видимо, мало интересовались тем, что происходило за пределами Лаби­ринта.

Какое участке в создании этого «античного Версаля» приняли архитекторы?

 

8. Одной из обязанностей младшей царевны на Крите был уход за священными змеями Богини-Матери, владычицы всего сущего. Если животные не появляются из своего убежища и не пьют молока, это считалось дурным предзнаменованием.

Почему на Крите почитали змей? Для чего в подвалах Кносского дворца хранились огромные сосуды с оливковым маслом? С какой целью дворцовые спальни размещали в подземелье?

 

9. О центральном дворе Дома Секиры (Кносского дворца) Мэри Рено в романе «Тезей» (СПб.: Северо-Запад, 1993. – С. 219-227) написала следующее:

«Мы вошли в громадный, очень высокий зал. Крыша его опиралась на кедровые колонны. Окна были расположены очень высоко, под карнизами. Глухие стены были оштукатурены белым – и сплошь исписаны и изрисованы цветным мелом…. Прямо посреди зала стоял огромный пегий бык. Он был вырезан из дерева и обтянут шкурой, а рога – из позолоченной бронзы. Ноги его были закреплены на дубовой платформе, а к платформе прикреплены бронзовые колеса. Бык был сделан Дедалом. В его туловище между плечами было устроено сиденье для помощника тренера. Он там орудовал рычагами, так что бычья голова поворачивалась и качалась в стороны и вверх-вниз…».

На Крите быков разводили для ритуальных игр в течение многих столетий. Они были громадными, мощными, с крупной головой и рогами, направленными вперед. Но они были медлительны и тупы – проворный и шустрый бык убил бы прыгуна слишком быстро, представления бы не получилось. Поэтому таких быков использовали для жертвоприношений, чтобы не портили породу.

Как Вы думаете, правдоподобны ли приведенные факты? Расскажите о культе Священного Быка на Крите более подробно.

 

10. Микенские купольные гробницы сооружались на склонах холмов, недалеко от их вершин. Их возведение начиналось с вертикально выкопанной круглой ямы, которая выкладывалась изнутри (за исключением дверного проема) каменными плитами. При этом каждый последующий ряд камней выкладывался с таким расчетом, чтобы кладка в конце концов сошлась посредине в одной точке. Одновременно от склона холма рыли проход, у внутреннего конца которого сооружался вход в гробницу, а по обеим сторонам устанавливалась каменная кладка. Вход в гробницу имел массивный порог с каменной дверной рамой, иногда украшенной выпуклыми мраморными колоннами. На дверную раму опускали каменный блок, над которым помещалась вытесанная в форме треугольника каменная глыба, разгружавшая наддверную массу. Вход в гробницу закрывала двустворчатая деревянная дверь.

С правой стороны от входа в подкупольное пространство была выполнена ниша для предметов культового характера. Покойного опускали в небольшое углубление под полом, надвигая сверху каменную плиту. С внешним миром гробница соединялась длинным коридором – «дромосом», который после совершения обряда погребения засыпался землей, холм обретал свой первоначальный вид. Гробница использовалась для захоронения по несколько раз. Чтобы освободить вход в гробницу, требовалось только расчистить дромос от глины.

Всего на территории Средней Греции и Пелопоннесе обнаружено 65 погребений. Наиболее знамениты «Гробница Эгисфа», «Гробница Клитемнестры» и «Сокровищница Атрея». Размеры последней поразительны. Диаметр пола – 14,6 м, высота купола – 13,3 м, высота входа – 5,4 м, ширина входа внизу – 2,7 м, вверху – 2,45 м. Длина дромоса – 36 метров, ширина – шесть.

Известно, что ширина каменных «колец», из которых сложен купол «Сокровищницы Атрея», постепенно уменьшалась от основания к вершине. Какого визуального эффекта достигли микенские зодчие? Известно также, что стены циклопических крепостей в Микенах, Тиринфе, Орхомене украшались сверкающими бронзовыми розетками. Подобное украшение было применено и в гробнице царя Агамемнона в Микенах. Является ли этот прием профессиональной традицией ахейских мастеров? Или он был позаимствован из архитектуры Востока?

 

11. «В легендарной Фермоскире, столице амазонок, стоял храм храм богини Иполлиты. Сначала он был небольшим. На каменном основании был построен наос – помещение, где стояло мраморное изваяние богини. От наоса с четырех сторон спускались широкие ступени, на которых стояли алтари. Здесь приносились жертвы богам и возносились молитвы. Позднее рядом был воздвигнут другой храм – величественный и красивый. В его трехступенчатое основание был положен белый кикладский мрамор. Храм окружали рядами колонны – шесть по фасаду и двенадцать по бокам. Скульптурные фронтоны над фасадом изображали сцены битв амазонок за пояс Ипполиты. За колоннами здание опоясала лента фриза – она придала храму красоту, изящество и монолитность. Под портиком – две высокие двери из черного дуба. Они обрамлены бронзовыми пластинами. В стены между колоннами вделаны гранитные плиты, на которых выбиты священные письмена – заветы великой наездницы Ипполиты.

В святилище прежде стояла огромная, отлитая из бронзы статуя полуобнаженной женщины. Затем ее целиком сделали из золота. Она стояла на высоком постаменте. Складки золотого пеплоса спадали с ее плеч. На голове – шлем, нагрудник украшен слоновой костью. В руке копье, у ног щит из серебра. Перед постаментом на специальной подставке лежал меч богини. Во время больших походов его вручали царице амазонок…» [Крупняков А.С. Амазонки. – Йошкар-Ола: Редакция республиканского полиграфического объединения, 1993. – С. 15-16].

Как Вы думаете, мог ли существовать такой храм в действительности? Кто такие амазонки? В каких произведениях античного искусства и зодчества можно встретить их изображения?

 

12. В свое время М.Я Гинзбург написал: «Ритмом проникнута вселенная. В движении пластических систем, в работающем человеке, в изгибе дикого зверя и струящемся потоке реки мы встречаемся с его законами. К какой науке ни обратись – всюду мы увидим проявления ритма. Таков и внутренний мир человека – деятельность легких и сердца, движении рук и ног – подвержен законам ритма, являющимся элементом психофизической природы…» [Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки, в 2 т., Т. 2 // Сост. М.Г. Бархин. – М.: Искусство, 1975. – С. 275].

Догадывались ли крито-микенские зодчие о существовании этого универсального закона? Свою версию подтвердите примерами из крито-микенского зодчества.