Новый дворец в Кноссе (XVI в. до н. э.)

 

В неправильной, за­путанной планировке минойских городов Кносса, Феста, Маллии выделяются комплек­сы их дворцов. Каждый из них замкнут вокруг большого двора и чет­ко ориентирован осями по странам света. Этим они отличаются от монументаль­ных построек Двуре­чья, направленных по странам света углами. Наиболее характерными памятниками дворцовой архитектуры этой поры являются Кносский дворец на Крите (начало II тысячелетия – XV век до н.э.) и дворец царя Нестора на Тиринфском акрополе (XIII век до н.э.).

Дворец Кносса, столицы Крита, – на­стоящий «город в го­роде» по размерам и по составу: «Кнос лежит на равнине; окружность древнего города равна тридцати стадиям…» (Страбон, X, 4, 7, р. 476).

Дворец, состоявший первоначально из ряда отдельных зданий, и в дальнейшем со­хранил деление на замкнутые части со своим особым назначением и со своей самостоятель­ной планировкой в каждой. Он занимал вершину серого, довольно пологого холма. Его постройки каскадом «сбегали» по склонам. Композиция дворца абсолютно лишена статичности. Многочисленные помещения прямоугольной формы строго ориентированы по сторонам света. В этом, очевидно, проявилась дань критян древневосточным традициям (согласно одной из версий, первые жители Крита пришли сюда из Малой Азии). Все они хаотично группируются вокруг прямоугольной площадки размером 27×51 м.

Общая площадь дворца – около 24 тысяч квадратных метров. Среди многочисленных комнат нет одинаковых по форме и размерам. Гармония ансамбля достигнута не за счет симметрии, а за счет живописного равновесия, свободного сочетания архитектурных форм. Здесь нет ярко выраженных фасадов, внутреннее пространство познается в движении по многочисленным залам, темным коридорам, переходам и лестницам этого огромного «лабиринта». Автором его, согласно мифам и свидетельствам античных авторов, был легендарный мастер Дедал, сын Евпалама Метионова и Алкиппы: «Дедал оказался на Крите, где дивились его мастерству, и там он стал другом царя Миноса…» (Диодор, IV, 77, 1) (рис. 1.11).

 

Рис. 1.11. Панорама Нового дворца в Кноссе, XVI в. до н.э.

 

Кносский дворец многократно перестраивал­ся – то расширяясь, то сокращаясь. Отдельные его части различались, в зависимости от назначения, по высоте и по архитектурной трактовке. Западный корпус высотой в 2-3 этажа состоял в первом этаже из ряда больших узких складов и из малых культовых и парадных помещений. Этот кор­пус выходил на большой двор длинным колон­ным портиком. Восточный же корпус, глубоко врезанный в склон холма, выходил на этот двор только своим верхним этажом. Жилые покои царской семьи с их узкими световыми и большими колонными двориками, с их обшир­ными светлыми залами, уютными спальнями и благоустроенными ванными комнатами разме­щались ниже уровня большого двора. Парад­ная лестница с каменными маршами, которые с одной стороны опирались на деревянные ко­лонны, стоявшие на разных уровнях, соединяла этажи жилых поко­ев с большим двором наверху.

С северо-запада к дворцу примыкает так называемая «Театраль­ная площадка» с широ­кими каменными сту­пенями для зрителей по двум ее сторонам. Здесь, у самого дворца, несколько сот человек собирались, чтобы при­нять участие в совещаниях и театрально-куль­товых представлениях. Можно думать, что на одной из фресок Кносского дворца изобра­жено именно такое собрание. Такая площадка со ступенями представляет в мировой архитектуре новый тип общественного соору­жения.

Кносский дворец, как и другие дворцы Крита, раскрывался в XVII – XV вв. до н. э. много­численными парадными портиками и входами. Открытые лестницы вели прямо во второй этаж не только с вну­треннего двора, но и с наружного, западного. Иногда лестница сопровождалась колоннами, стоявшими на разных уровнях и несшими по­крытие. Таков ступенчатый юго-западный пор­тик, который поднимался двумя длинными пологими маршами от реки и пере­кинутого через нее моста, ведя под тень двор­цовых галерей, террас, коридоров, пропилеи, парадных залов (рис. 1.12).

 

a б

 

Рис. 1.12. Кносский дворец: a – юго-западный ступенчатый портик; б – план, поперечный разрез;

В – вариант реконструкции

 

Обилие проемов создавало в интерьерах двор­ца сквозные живописные перспективы; широ­кие окна и многопролетные входы раскрывали окружающий пейзаж, а колонные портики поч­ти стирали грань между интерьером и внеш­ним миром. Игра света я тени, цвета и релье­фа, обилие внешних и внутренних лестниц с их колоннами, то уширяющимися, то утоняю­щимися кверху, создавали архитектуру, пол­ную разнообразных форм (рис. 1.13).

 

 

Рис. 1.13. Западное крыло Нового дворца в Кноссе

 

а б

Рис. 1.14. а – «рога посвящения» в композиции Кносского дворца; б – сценарий гибели Атлантиды

 

Кносский дворец своими очертаниями напоминает застывшую вулканическую лаву. Всюду виднелись громадные каменные «рога посвящения» – на крышах, в основаниях колонн и между колоннами. Возникала иллюзия, будто подземные Быки угрожают людям, выставив наружу кончики своих рогов, напоминают им о зыбкости земной поверхности и о грядущей гибели острова от мощного вулканического извержения (Санторин) (рис. 1.14).

 

 

Рис. 1.15. Ритоны для жертвоприношений в виде голов Быков Посейдона

 

а б

 

Рис. 1.16. а – центральный двор минойского дворца;

б – голова быка с «рельефной» фрески, Кносский дворец.

 

С древнейших времен на Крите существовало поверье, что остров лежит на спинах могучих подземных быков бога Посейдона. Время от времени они сотрясают земную твердь, волнуют поверхность моря (рис. 1.15). Поэтому землетрясения, как и морские бури, была рядовыми событиями в жизни островитян. Поклонение Матери-Земле, Морю и священным быкам «синевласого» Посейдона стало отличительной чертой местной религии, искусства и архитектуры (рис. 1.16).

Многочисленные фрески с изображениями быков, ритуальных игр и жертвоприношений, рогатые маски и ритоны, – всюду демонстрировался культ Священного Быка, истинного владыки острова. Пляски и акробатические игры с быком оставались любимой темой живописцев, скуль­пторов и резчиков печатей. Видимо, тогда же появилась легенда о человеко-быке Минотавре, якобы заключенном в Лабиринте – «сооружении с запутанными ходами, обманчиво обещающим выход» (Аполлодор, Библиотека, III, 1, 4) (рис. 1.17).

 

 

Рис. 1.17. Фреска с изображением священных игр с Быком Посейдона. Кносский дворец

 

Существует даже версия, что прямоугольный двор в центре дворца был в свое время перекрыт деревянной кровлей, опирающейся на колонны из ливанского кедра. Здесь находился тренировочный зал для «бычьих прыгунов» – исполнителей обрядовых прыжков через быка. В центре зала стояло механическое чучело животного, сделанное мастером Дедалом, на котором тренировались спортсмены. Арена для игр с быками находилась на равнине, к востоку от дворца.

Комплекс дворца имеет два-три уровня. Освещение нижних этажей осуществлялось факелами или с помощью «световых колодцев» (рис. 1.18).

В архитектуре дворца были обнаружены также весьма оригинальные приемы, с помощью которых строители пытались уберечь постройки от землетрясений. Это, в первую очередь, заостренные книзу стволы колонн: «Форма колонн, суженная у основания, полна динамики. Массивную балку она несет на своих широких плечах, как бы балансируя. Усилие, с которым колонна поднимает нагруженную на нее тяжесть, приобретает почти акробатическую легкость…» [Полевой В.М. Искусство Греции, в 2-х т., Т.1 – Изд. 2-е – М.: Советский художник, 1984. – С. 23] (рис. 1.19).

 

 

Рис. 1.18. Световой колодец дворца в Кноссе

 

Рис. 1.19. Минойская колонна, суженная к основанию

 

Речь здесь идет об одной из древнейших шиповых конструкций – деревянной стойке, суженное основание которой подвижно закреплено в каменной базе. Шип не позволял колонне соскользнуть с каменного основания. Базы, установленные на слой гравия, могли свободно, независимо друг от друга, вибрировать в такт с колебаниями земной поверхности. Много позже эта конструктивная система была апробирована также в зодчестве Средней Азии, Китая, Японии.

В Кносском дворце были обнаружены комбинированные конструкции из дерева и камня. Кладка из камня и кирпича дополнительно укреплялась толстыми деревянными брусьями-связями. В условиях Средиземноморья такая конструктивная система повышала сейсмостойкость кладки, поскольку дерево придавало ей эластичность. По строительной технике дворец типичен для капитального строительства минойского Крита. Основание стен состояло из двух рядов огромных, поставленных на ребро блоков (ортостатов), задняя поверх­ность которого оставалась необ­работанной, блоки попарно скре­плялись деревянными брусьями, а пространство между ними за­полнялось бутовой кладкой на глине. Стены были почти всег­да сырцовыми, с деревянным каркасом. В некоторых частях дворца применена каменная кладка на глине с таким же кар­касом, придававшим стенам сей­смостойкость. При восстановле­нии дворца после землетрясений в дело пускались разбитые при катастрофе блоки, так что ниж­ние части позднего дворца уже не имели четкой конструкции более раннего.

Междуэтажные перекрытия жилых и двор­цовых сооружений были неизменно деревян­ными, а почти плоская крыша состояла из глиняного ковра по бревенчатому накату и тростниковому настилу (рис. 1.20).

 

 

Рис. 1.20. Фрагмент каменной кладки в Кносском дворце

 

Минойские зодчие пользовались и другими средствами борьбы с землетрясениями. В узких подземных залах дворца в огромных глиняных амфорах хранилось оливковое масло (рис. 1.21). Вязкая жидкость служила своеобразным амортизатором и частично гасила энергию подземных толчков.

 

 

Рис. 1.21. Сосуды для жидких «демпфирующих» материалов в подвалах минойских дворцов

 

 

Рис. 1.22. Богини со змеями – минойские статуэтки XVI-XV вв. до н.э.

 

О колебаниях почвы жителей острова предупреждали также священные змеи, жившие в особых керамических сосудах, наполненных молоком и вином. Они остро реагировали на подземные толчки и за несколько часов до землетрясения, шипя, выползали из сосудов. Поэтому змеи издавна почитались на Крите. Младшая дочь царя, бывшая одной из жриц Богини-Матери, ухаживала за этими живыми «сейсмографами». Об этом свидетельствуют многочисленные статуэтки «Богини со змеями» (рис. 1.22).

Интересно также, что жилые комнаты и спальни дворца размещались в подвальных этажах, заглубленных на несколько метров. Современными учеными было доказано, что максимальные колебания грунта во время землетрясения происходят в верхних слоях, где наибольший эффект оказывают поверхностные волны. С глубиной эти колебания уменьшаются. Любопытно, что эта закономерность была известна критянам четыре тысячи лет назад.

По такому же принципу были построены жилые дома в городах Гурниа и Палекастро (II тыс. до н.э.). В основном они были двухэтажными, тесно прижатыми друг к другу. Первый («спальный») этаж выполнялся полуподвальным, а второй укреплялся деревянными балками.

Однако страх перед разрушительными силами Земли и Моря был неведом критянам. Об этом свидетельствуют жизнерадостные фрески «морского» и бытового содержания с «певучими», упругими линиями и яркими тонами красок. В любом случае обитатели дворца надеялись спастись от гибели на своих кораблях. Поэтому жизнь при дворе Миносов, полная забав и развлечений, напоминала Версальский дворец времен Людовика XIV.