Ренессансный тип культуры

Предмет лекции: характеристика эпохи Возрождения как этапа истории культуры.

Цель лекции: Дать представление о своеобразии западноевропейской культуры эпохи Возрождения, показать её особенности, характерные черты, обратившись к жизни и творчеству титанов Возрождения.

 

Задачи:

- определить особенности историко-культурного и культурологического подходов к пониманию ренессансной культуры;

- раскрыть предпосылки, сущность новой переходной эпохи;

- дать характеристику этапов культуры Возрождения;

- сформировать понимание гуманистических идеалов и ценностей ренессансной культуры;

- показать вклад выдающихся деятелей эпохи Возрождения в развитие мировой культуры;

- способствовать формированию стремления к самосовершенствованию и самореализации личности (слк – 8) и пониманию роли искусства и эстетического развития в человеческой жизнедеятельности (слк – 14).

 

Требования к уровню освоения содержания материала

Прослушав лекцию, студенты должны:

- знать основные признаки и характерные черты эпохи Возрождения;

- уметь выявить общие закономерности и специфические черты в культуре Итальянского и Северного Возрождения;

- на основе анализа тенденций развития ренессансной культуры, уметь выявить её противоречивость и дуализм;

- иметь представление о месте эпохи Возрождения в мировой культуре, о деятельности её выдающихся творцов.

 

 

План:

1. Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения. (с.2)

2. Гуманизм –мировоззренческая основа эпохи Ренессанса. (с.4)

3. Особенности художественной культуры эпохи Возрождения. (с.7)

4. «Обратная» сторона Возрождения. (с.13)

 

Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения

Изучение одного из величайших периодов в истории человечества позволяет выявить закономерности и особенности культурного развития разных времён и народов, проанализировать условия, способствующие формированию такого феномена, как титанизм, осознать роль искусства в жизни человека и общества, и главное, сформировать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям прошлого.

С середины XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд важных изменений, ознаменовавших начало новой эпо­хи, получившей название Возрождение (по-французски «Ренессанс»).

В узком смысле под термином «Возрождение» принято понимать возрожде­ние античной культуры, воскрешение античного идеала красоты, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сводить эпоху Ренессанса только к воскреше­нию идеалов древности было бы неверно. Решающим признаком этой эпохи яв­лялся небывалый расцвет культуры, бурный творческий подъем, великие начина­ния, поиски и открытия.

Экономической основой Возрождения стал невиданный до того времени подъем производительных сил, материального производства, науки и техники, связанный с урбанизацией, развитием ремесел, зарождением мануфактуры, расширением товарно-денежного хозяйства и развитием торговых связей. Преобразования в эко­номике привели к изменению в социально-политической и духовной жизни Ев­ропы. Все больше укрепляется бюргерство, являющееся носителем идеи незави­симого и свободомыслящего человека, усиливается борьба городов за самостоя­тельность, что в конечном счете приводит к складыванию монархических абсолю­тистских государств; усиливаются светские тенденции в культуре, способствую­щие ослаблению церковно-католического миропонимания; основой мировоззре­ния становится гуманизм, признающий личность человека высшей ценностью.

Родиной Возрождения стала Италия – непосредственная наследница антич­ной римской культуры. Постепенно большинство стран Европы объединяются на почве идей общечеловеческого, гуманистического характера: Англия, Франция, Германия, Испания, Польша. Чехия. Расцвет культуры в этих странах в XVI-XVII веках получил название “Северный Ренессанс”.

эпоха Ренессанса одновременно базировалась на Античности и на Средневековье. Сами античные идеи истолковывались именно на основе опыта Средневековья. Однако гуманисты эпохи Возрождения не только не видели этой связи со Средневековьем, но и противо­поставляли свою эпоху времени христианского Средневековья. Именно они стали родоначальниками концепции, определяющей Средневековье как мрачное, фана­тически религиозное варварское время. «Всё ниспровергнуто, сожжено, разрушено» - так характеризует эпоху Средневековья Лоренцо Валло.

Эпоху отличает становление индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности, присущее буржуазному обществу. Возрождению присущ светский дух религии, с тенденцией переоценки всей культуры: оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значение обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив своё внимание на её внутренней духовной стороне. Появляется небывалый интерес к искусствам. Возрастает роль искусства в общественной жизни. Именно в искусстве достигается гармония, к которой стремится эпоха Ренессанса – гармония христианского и языческого, земного и божественного, материального и духовного.

Открытия в области науки (астрономии: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей; географии: Колумб, Магеллан) и техники (изобретение печатного станка, микроскопа, барометра и т.д.) стали своего рода революцией в естествознании и изменили картину мира. На смену геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая.

Таким образом, эпоха Возрождения – это особый, переходный этап истории культуры, соединивший в себе элементы и античного, языческого и средневекового, христианского и раннебуржуазного отношения к миру.

 

Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры

Идейной основной культуры Возрождения стал гуманизм (от латинского – человеческий, человечный). Гуманизм означает не только признание за челове­ком высшей ценности, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценно­сти. Эта черта гуманизма была выражена в эпоху античности устами Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Возникновение и утверждение нового ренессансного мировоззрения нача­лось с вызова схоластике, основанной на формально-терминологическом методе. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божествен­ного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis – познание человеческого, включающий грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику (моральную философию). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению, преподаванию этих дисциплин. Сам термин имел не только профессиональное, но и мировоззренческое содержание: гумани­сты были носителями и творцами новой системы знаний, в центре которой стоял человек, его земное предназначение. Сохраняя за собой место в социальной структуре общества, они усвоили особый способ мышления, круг занятий и стиль общения.

Первым гуманистом эпохи Ренессанса называют Франческо Петрарку (1304 – 1374). Франческо Петрарка заложил основы новой гуманистической этике, главный принцип который – достижения нравственного идеала через самопознания, активную добродетель, образование. В трактате «О средствах против счастли­вой и несчастливой фортуны» он ставит под сомнение традиционное понимание благородства, отказываясь видеть основу знатности в происхождении и титулах. Только в активном проявлении добрых начал своей натуры человек может обрес­ти подлинное благородство. Петрарка сформулировал черты, присущие новому типу личности: индивидуализм, осознание собственной ценности, активность и вера в собственные силы, стремление к свободе.

Последователями Петрарки стали Колюччо Салютати (1331 – 1406), Леонардо Бруни (1370 – 1440), Маттео Пальмиери (1406 – 1475), Лоренцо Балла (1407 -1457), Леон Батист Альберти (1404 – 1472) и другие выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения. Все они внесли заметный вклад в разработку гуманистической эти­ки, в развитие идей гармонии человека и природы. Человек в их учениях вступает активной преобразующей силой. Путь к пробуждению и развитию природных способностей человека открывает знание. «Знание возвышает человека над собой и над другими. . .» Но цель человеческого бытия, счастья не только в том, чтобы открыть истину, но и в том, «чтобы сделать се руководством к действию»[1]. Утверждение высокого достоинства человека, его творческих возможностей, признание права человека на свободомыслие и необходимости духовного развития делают учение Пико Мирандолы одной из вершин гуманистической этики.

Идея гармонии, ставшая одним из определяющих принципов мировоззрения гумани­стов эпохи Ренессанса, предполагала стремление человека к совершенству. Важное место в достижении этой цели отводилось образованию, нравственному и физи­ческому воспитанию.

Эпоха Возрождения это не просто эпоха провозглашения гармоничной лич­ности, не просто стремление к идеалу, но и его реальное воплощение. Эта эпоха дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих всесторонней обра­зованностью, ярким талантом, целеустремленностью, работоспособностью, огром­ной энергией. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Альбрехт Дю­рер, Николо Макиавелли, Мартин Лютер – вот только несколько имен из числа титанов Возрождения. Тогда не было почти не одного выдающегося человека, кото­рый не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инже­нером. «Он знал и умел все. что знало и умело его время, кроме этого он мог еще предугадывать многие, о чем еще и не помышляли»[5]. Так он обдумал конструкцию летательного аппарата и пришел к идее геликоптера. Кроме того, по свиде­тельству современников, он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изя­щен и обворожителен в беседе |6|. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и ... изобрел систему фортификационных сооруже­ний.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основные принципы ренессансного гуманизма. Это освобождение культуры от церковной опеки, отре­чение от схоластики, раскрепощения человека и утверждение его земного предна­значения, разрушение сословно-корпоративных рамок, возвышение человеческой личности, стремление к идеалу и гармонии.

Представления о человеке как об истинном творце всего сущего нашли наи­более полное, воплощение в искусстве. Сам художник становится подлинным homo universal. Ему доступно все многообразие мира Он один может подобно Богу «создавать из ничего нечто». Эстетический идеал Ренессанса – образ земного, реально­го, деятельного человека, гармонически и всесторонне развитого.

 

Особенности художественной культуры эпохи Возрождения.

 

Новое гуманистическое понимание сущности человека, природы, окружающего мира нашло отражение не только в философии гуманизма, но и в художественной культуре эпохи Возрождения. Происходит не просто обособление личности, выделение её из мира, а идёт процесс предельного обожествления и возвышения человека. Однако этот процесс имеет свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком, со всеми её хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ отдельного индивидуума, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных её формах, вплоть до открытого оправдания аморальности. (Боккаччо “Декамерон”).

Утверждающийся ренессансный антропоцентризм меняет отношение к природе, превращая её в поле человеческой деятельности и одновременно – в источник творческого вдохновения.

Природа становится не только средой обитания человека, но и средой наслаждения. Художники стремятся отобразить красоту природы. Появляется особый жанр пейзажной живописи; пейзаж в тематической картине превращается из нейтрального фона в активное действующее начало. Красота передаётся через единство в многообразии природных форм, через цвет и световые контрасты.

Бурная секуляризация всей культуры приводит не столько к освобождению искусства из-под церковного диктата, сколько к взаимопроникновению, смешению фольклорного, светского и церковного начал.

Классическим выражением ренессансной культуры стало творчество итальян­ских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:

I Этап – Проторенессанс. XIII-XIVвв. Это начало одного из величайших культурных переворотов в истории человечества, затронувших все стороны жизни средневекового общества. Церковь постепенно утрачивает своё господство в духовной сфере, закладываются основы нового гуманистического мировоззрения. Начало новой эпохи связывают с именами Данте Алигьери (1265 – 1-321) и Джотто де Бондоне (1266 – 1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утвержда­ет идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвыше­нию мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.

Поэма написана в традиционном средневековом жанре “видении” – путешествии человека в загробный мир. Данте сумел поднять содержание поэмы до высокого философского обобщения. “Божественная комедия” имеет чёткую структуру: в ней 3 основных части – “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. Каждая часть состоит из 33 песён, написанных терцинами – трёхстрочными строфами. Традиционный архетип жанра видений позволяет автору отобразить огромный мир, через который проходит грешный человек, впавший в литургический сон. Герой Данте проходит все девять кругов Ада, встречая разных грешников: Иуду, Брута, мифологических героев, среди которых попадаются и те, кому автор сочувствует (Франческо и Паоло) и кто сожалеет о том, что недостойно прожил свою жизнь. Данте стремится показать, что жизнь на земле это самое прекрасное, что даровал Господь и прожить её надо достойно.

Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Опла­кивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому ото­бражению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим недоступно. Он принес естест­венное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз», - так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти[2]. Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентий­ские художники только подражали его манере письма.

II этап – Раннее Возрождение XVв. Намечается решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоление Средневековой традиции. Складываются различные территориальные школы: Флорентийская, Венецианская, Умбрийская, Падуанская. Формируется культ красоты, прежде всего красоты человека, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. Искусство становится универсальным средством познания мира.

Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и механизма его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движение души – все это условия творчества.

Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они вопло­тить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку пре­красным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». Филиппо Брунеллески (1377-1446) создал архитектуру вполне светскую по духу, изящную, простую, где как бы совсем исчезнет ощущение тяжести камня. Элементы классического ордера у него превращаются в прекрасную декорацию. На смену грозных, мрачных фео­дальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общест­венного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).

Художник Мазаччо (1401 – 1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в созда­ор четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объем­ность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоин­ство[3].

В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жиз­ненные стремления и идеалы передовой части общества.

Франческо Петрарка вошел в историю не только как первый гуманист, но и как «певец возвышенных страстей» - создатель сонетов посвященных Лауре. Книга песен (canzoniere) состоит из двух частей, разделенных биографическим событием «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры» . В них через выражения любви отражается полнота личности самого поэта. Любовь делает жизнь Петрарки наполненной страданием и в тоже время обостряет ощущение полноты самой жизни. Автор не стремиться излечиться от сердечной муки. Любовь Петрарки одновременно земная и небесная.

Другом Петрарки являлся блестящий писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор знаменитого «Декамерона», сборника 100 новелл, рассказанных во время чумы. Эта книга о н6овом любящем человеке, способном не только постоять за себя но изменить себя во имя любви (новелла о Чемоне). Любовь открывает путь к достоинству и благородству, дает надежду. Десять молодых людей, рассказчиков представляют собой прообраз гуманистического сообщества.

III Этап – Высокое Возрождение – конец XV – I половина XVIвв., золотой век Ренессанса. Несмотря на крат­кость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творе­ния титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Рафаэля Санти (14S3 – 1520), Микеланджело (1475 – 1564), Джорджоне (1476 – 1510), Тициана (1477 – 1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального.

Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна оре», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь зем­ная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).

Самым ярким представителем эпохи Возрождения безусловно является Леонардо да Винчи. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг совершенства. Леонардо был живописцем, ваятелем, зодчим, певцом, музыкантом, теоретиком искусства, философом, математиком, инженером, механиком, изобретателем, биологом. Но и этот список далеко не полный. О нем говорили, что он знал и умел все что знало и умело его время, кроме того он мог предугадывать много о чем еще не помышляли. Но выше всего он ценил живопись, считая ее «царицей всех наук». «Если живописец, - писал Леонардо, - пожелает увидеть прекрасные вещи внушающие ему любовь, - в его власти породить их, а если он пожелает увидеть вещи уродливые…, или смешные, то и над ними он властелин и бог»[4].

Рафаэль Санти воплотил в своем творчестве представления о самых светлых, возвышенных идеалах Возрождения. Он прожил короткую но необычайно яркую жизнь и создал свой идеал прекрасного, совершенного человека. Вершиной его творчества по праву считается «Сикстинская Мадонна».

Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчест­ве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человек и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страш­ный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.

Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искус­ство стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений. Тем не менее , искусство Высокого Возрождения, в сущности, не достигло того, к чему стремилось ибо оно стремилось к абсолютному совершенству. В стремлении дать законченное и естественное изображение того, что расценивалось как бесконечное и божественное, заключается основной парадокс ренессансного искусства[5].

IV этап – Позднее Возрождение – 2 половина 16 в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гар­моничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в про­изведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).

Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма и ее искусство – это. все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено, именами Паоло Веронезе (1528 – 1588) и Якопо Тинторетто (1518 – 1591), послед­них из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинто­ретто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).

 

Особенности художественной культуры Северного Возрождения

Идеалы гуманизма распространяются в странах Западной Европы в период Реформации. Северный Ренессанс имеет свои специфические черты. Его искусство более условно, архаично, в нём больше религиозного чувства, символики, оно тесно связано с готикой, знакомство с античностью носит опосредованный характер. Северный ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Итальянский Ренессанс переживает период своего расцвета. Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями. Утверждение великого предназначения человека, его таланта, творческой активности становится определяющей чертой этого времени.

Художники Северного Возрождения первыми применили масляные краски, благодаря чему достигли небывалого цветового богатства. В своих портретах они выявили более глубокие, таинственные сферы человеческой души. Истина их волновала больше красоты. Поэтому они не боялись акцентировать черты человеческого характера так сильно, что иногда искажали лица почти до карикатур. Героями их картин становились крестьяне, бродяги, нищие.

В противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, поискам прекрасного, возвышенного, мастера северного Возрождения исследовали действительность и показывали её, даже если она была уродливой. По праву искусство Северного Возрождения можно назвать предвестником современного реализма.

Крупнейшими представителями Северного Возрождения были братья ор Эйки, И. Босх, П. Брейгель (Нидерланды), А. Дюрер, Г. Гольбейн (Германия), Ж. Фуке, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир (Англия).

 

Обратная сторона Возрождения

Великий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердится в реальной жизни. Возрождение «про­славилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей.

Противоречие эпохи заключалось в том. что возможности человека, возмож­ности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, рас­правы с неугодными – псе это давало возможность усомниться в Божественной природе человека.

Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким обра­зом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учрежде­на в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г.

Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и пре­ступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была «сама же изолированно чувствовавшая себя личность»[6].

Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступни­ком вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма.

Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и от­крытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления[7]. Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее, эпоха Ренессанса спо­собствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарожде­нию мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жиз­ни.

При всей своей противоречивости, жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественно новый уровень.

Значение культуры Возрождения:

Эпоха Ренессанса способствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарождению мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жизни.

Человечество смогло понять и переосмыслить свое прошлое, возродить его былую славу.

Возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. Только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности.

Гуманизм породил стремление к бунту, разрыв со старым миром и утверждение новых форм.

Духовные доминанты ренессансной культуры оказались столь устойчивыми, что на протяжении всех последующих веков оказывали и продолжают оказывать значительно влияние на формирование этических и эстетических идеалов человечества.

 

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995., С.326.

2. Брагина Л.М. Альберти – гуманист // Леон Батист Альберти. М., 1997.

3. С. 38.

4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. С. 111-112.

5. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев. Ваятелей

6. и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992., С. 298.

7. Конрад Н.И. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993, С. 57.

8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978., С. 137.

9. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976. С. 126.

 


[1] Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. С. 111-112.

 

[2] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976. С.134.

[3] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976. С 151.

[4] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976. С 182.

[5] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995., С.326.

[6] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978., С. 137.

[7] Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1993, С. 57.