Художественная культура Античного мира.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

Факультет социальной и коррекционной педагогики

Министерство образования Российской Федерации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

Факультет социальной и коррекционной педагогики

Министерство образования Российской Федерации

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

Факультет социальной и коррекционной педагогики

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

 

Кафедра Специальной педагогики и психологии

Учебная дисциплина Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

 

1. Принцип развивающей направленности обучения в школе VIII вида.

 

2. Особенности речи учащихся СКОШ VIII вида

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

 

Кафедра Специальной педагогики и психологии

Учебная дисциплина Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

 

1. Принцип воспитывающей направленности обучения в школе VIII вида.

2. Особенности внимания учащихся СКОШ VIII вида

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

 

Кафедра Специальной педагогики и психологии

Учебная дисциплина Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

 

1. Методы обучения в СКОШ VIII вида.

 

2. Особенности мышления учащихся СКОШ VIII вида

 

Искусство Древней Греции уже в античную эпоху было признано совершенным и образцовым. Произведения великих скульпторов, архитекторов, драматургов поражали своим глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. Не случайно Софокл, великий греческий трагик, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».Вся художественная культура Древней Эллады неразрывно связано с религиозным культом и мифологией. Кроме общегреческих богов, таких как Гея (Земля), Уран (Небо), Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Арес, Аполлон, в каждом полисе почитались местные божества. В честь богов проводились общественные культовые празднества, театральные представления, состязания певцов, поэтов, музыкантов. Самыми важными из состязаний, устраиваемых в честь богов, являлись Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Этот смотр физической и духовной доблести проводился раз в 4 года, начиная с 776 г. до н.э. по олимпиадам велся счет времени, победителям и богам сограждане воздвигали статуи Литература древнегреческой культуры также непосредственно была связана с мифологией. Близкие и знакомые с детства каждому греку образы богов и героев, как и события их воображаемой жизни, получали соответственную духу времени трактовку. Эллинам первым удалось с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и человека, показать их в многообразии и развитии. Литература первоначально развивалась в устной форме – эпос, басни, песни. На их основе возникли «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер.

Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В ней воплотились глубочайшие коллизии человеческого бытия: жизнь и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм , доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.

Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия(в переводе на русский – песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях “Всадники”, “Облака”, “Осы”, “Птицы”, “Лягушки” и Менандр (“Брюзга”, “Третейский суд”, “Отрезанная коса”) иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.

В области архитектурыгреки в высшей степени реализовали свой грандиозный талант. Они создали классическую архитектуру, привнесли в неё множество новаций, воплотили в ней мощь, красоту, высокое духовное начало, гармонию с природой. Среди важнейших достижений в этой области следует отметить: 1) создание архитектурных ордеров (дорический, ионический, коринфский); 2) формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль, диптер, периптер); 3) постройку многих выдающихся сооружений.

Большую роль играло храмовое зодчество. Греки считали храм жилищем божества, поэтому возводили великолепные по красоте и богатству убранства сооружения. Храмы воздвигали из мрамора, окружая стройной колоннадой, украшенной рельефами и статуями богов. Именно храм, а не дворец был символом города-государства.

Визитной карточкой греческой архитектуры времени классики является ансамбль Афинского Акрополя. Главный храм Акрополя, Большой храм, как его называли греки – величественный Парфенон. Это название он получил за идеальные пропорции и совершенные формы. Постройка Парфенона продолжалась 16 лет. Главным строителем был Иктин, разработавший план строительства, а исполнителем стал Калликрат. По своему плану Парфенон – дорический периптер, окруженный 46 ю колоннами, на фасадах – восьмиколонные портики. Колонны стройнее чем обычно в дорическом ордере. Все линии храма кажутся безупречно прямыми, потому что архитекторы учли особенности человеческого зрения, прямые линии делали выпуклыми. Последний храм Акрополя – Эрехтейон-отличается своей неповторимостью и оригинальностью. Главный архитектор неизвестен Филокл – один из исполнителей. Композиция храма очень сложна: он выстроен на сильно неровном месте и имеет три совершенно разных по размерам и формам портика (имеет также три святилища). Один из портиков – южный – особенно оригинальный по выполнению портика. Вместо шести колонн антаблемент поддерживают 6 кариатид. Кажется, что эти стройные гречанки с легкостью несут тяжелую ношу. Внутри храма находились три святилища – Афины, Посейдона и Эрехтея.

Римская культура впитала в себя многие достижения Древней Греции, творчески переработав этот богатый материал. Однако Рим до завоевания Эллады уже испытал влияние этрусской культуры, поскольку вырос на земле, где существовала собственная древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к 3 тыс. до н.э.

Римляне, как и греки и этруски,были язычниками. Но их религия и художественная фантазия были прозаичнее греческих. А мировосприятие – более практичным и трезвым. Римские мифы по своему содержанию и глубине идей уступают греческим. Некоторые исследователи склонны считать их компиляцией мифического гения греков. Несомненно, то, что дошло до нас через Вергилия, Овидия, Ливия, Сенеку, несёт на себе эллинскую печать. Однако подобное можно объяснить не только заимствованием у греков, но и близостью их происхождения и некоторой общностью исторического пути. Тем не менее, мифы римлян достаточно самобытны, отчасти они являются смесью мифов различных италийских племён. В них повествуется о древних богах, о возникновении Рима, о его истории. Римские мифы ближе к исторической легенде. К числу любимых римлянами мифов относят повествования о Юпитере, Янусе, Марсе, Вертумне и Помоне, пенатах, ларах, ореев. В римском сознании глубоко укоренились мифы об Энее, Ромуле и Реме, Нумиторе, Рее Сильвин, о двенадцати веках существования Рима, о семи царях Древнего Рима.

Римская литература феномен более поздний, проявивший себя в III веке до н.э. В значительной степени она была подражанием эллинской литературе. Как отметил А.Ф. Лосев, римская литература являла собой расширенный, углубленный эллинизм, в котором органически соединились универсализм и индивидуализм; грандиозность, возвышенность, достоинство; риторика и динамика изображения соединялись с беспощадной трезвостью оценок, деловым подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. Однако римские литераторы были не просто эпигонами или адептами греков, их творчество было весьма оригинальным и зрелым.

В жанре поэзии блестяще проявили себя многие римские литераторы. Среди них Вергилий, сочинивший “Энеиду”, которую римляне сравнивали с гомеровской “Илиадой”. Даже своей темой эта поэма как бы продолжала события, описанные греческим аэдом. Он же сочинил “Георгики” и “Буколики”, в которых воспевается труд и быт человека. Другой поэт Овидий, автор “Метаморфоз”, “Любовных элегий”, “Науки любви”, “Лекарств от любви”, “Скорбных элегий” проявил недюжинный талант в знании мифологии, человеческих чувств, нравов своей эпохи.

Рим подарил миру великолепную плеяду лириков – Катона, Катулла, Горация, Проперция, Тибулла; сатириков – Мениппа, Горация, Ювенала; мастера эпиграммы – Марциала; прозаиков – Петрония (автора “Сатирикона”), Апулея, написавшего “Золотого осла”. В Риме широкое распространение имел жанр исторической прозы (Юлий Цезарь, Катон Старший, Саллюстий, Тит Ливий).

Архитектура Древнего Рима характеризуется развитием градостроительных идей, в основе которых лежала строгая планировка, созданием общественных мест нового типа – форумов. Форум – тип общественной площади, место деловой, торговой, политической жизни великого города. Здесь размещались основные общественные здания: сенат, суды, архив, главные храмы, трибуны. Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам и полководцам Рима. Греки и этруски знали арку и свод. Но только в Риме эти архитектурные формы получили законченное развитие.

В отличие от греческой архитектуры римская была более прагматичной. Не случайно известный римский зодчий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитектуре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Впрочем, римляне любили богатое убранство и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения. Для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своеобразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях как греки.

Римская культура и искусство, несмотря на близость и преемственность греческой культуре, во многом отличалась от последней. Мировосприятие римлянина совсем иное: сильно объединяющие народное самосознание, пробудившееся сначала на основе гражданственности; практичность и прозаичность сознания, без излишней художественной фантазии и идеализации.

Утилитарность мышления проявилась прежде всего в архитектуре. Вслед за этрусками римляне строили, прежде всего, дороги, водопроводы-акведуки, мосты.

Римский скульптурный портрет – одно из величайших достижений римской художественной культуры. Римские мастера не только старались создать красивый, абсолютно совершенный образ, сколько сделать его приближенным к действительности, передать в нём многообразную гамму качеств, свойств характера его реального носителя. Достаточно сказать, что статуи многих императоров, консулов, полководцев, знатных римлян вовсе не блещут красотой. Но ведь и сами эти люди не обладали ею. Они же не отличались и мощным телосложением. В смысле реализма произведений, их историчности, римские ваятели были ближе к истине.

Причины кризиса античной культуры:

1.Политический кризис. Во 2 веке нашей эры Римом правили уже не императоры, а солдаты, избираемые большинством. Началась так называемая «эпоха солдатских императоров». Эти новоиспеченные престолодержатели стремились не упрочить и восстановить былую мощь державы, а, наоборот, крали и растаскивали казну, облагали народ все новыми налогами. Даже произошло невероятное событие – в конце 2 века императорский престол был пущен на продажу с публичного торга. В итоге император Феодосий разделил империю на две части – Западную и Восточную.

2.Экономический кризис. Во-первых, в это время происходит спад производства. Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большинство предпочитало жить в качестве нищих и бродить, предаваясь праздности и лени, тем более что государство было обязано их кормить. Главный девиз того времени: «Хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие – появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают, т.е. идет становление 2 сословий: богачи и бедняки. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование.

3. Идеологический кризис. Время поздней империи – нравственное падение и обнищание нравов. Прежних ценностей – патриотизм, доблесть, воинская служба, героическая смерть на поле – боя уже не существует. Изнеженные в роскоши и праздном времяпровождения патриции совсем не хотели воевать и погибать нелепой смертью. Римляне этого времени – не храбрые воины, а люди, привыкшие к красоте и изнеженности. Все покупается и продается. На смену прежних ценностей приходят совсем другие: роскошь, алчность, раболепие, разврат и распущенность.

Кроме того, происходит и смена религиозных представлений древних римлян. Прежняя языческая вера в многочисленных античных богов уже не отвечала духу времени и чаяньям народа. Старые боги, не слышащие молитвы, насылают еще большие беды и несчастья: землетрясения, извержение вулкана Везувий, чума, жесточайшие набеги варваров. В это тяжелое для римской империи время появляется новая для римлян религия – христианство, зародившаяся в провинциальной Иудее, которая очень быстро распространяется по империи, находя все больше приверженцев.

В 380 г император Феодосий провозглашает христианство официальной религией Римской империи, что способствует становлению новых ценностей и нравственных устоев.

В середине 3 века варвары начинают вторжение в римские провинции. В 410 г Рим завоевывают варвары-вестготы под предводительством короля Одоакра, а в 476 году Римская империя окончательно пала.

Начинается новая страница истории культуры – Средневековье.

Литература:

1. Античная литература.М.:Че Ро, 1997.

2. Богомолов А.С. Античная философия. М.:Изд-во МГУ, 1985.

3. Геродот. История. Л.: Наука, 1972.

4. Горохов В.Ф. Культурология. М.: МИФИ, 2001.

5. Культура Древнего Рима. В 2-х т. М.: Наука, 1995.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.

7. Ливий Тит. История Рима от основания города. В 3-х т. М.: 1994.

8. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.

9. Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М.: Ладомир, 1994.

10. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: 1994.