Исходя из патогенеза, М. С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении.

1. Основная форма характеризуется диффузным (достаточно равномерным), относительно поверхиостпьш поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образова­нии и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. Клини­ческие исследования показывают, что у этой категории детей дея­тельность органов чувств грубо не нарушена; не отмечается резких паталогических изменений в эмоционально-волевой сфере, в двига­тельной сфере, речи. Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности.

Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень развития аб­страктного мышления особенно отчетливо проявляется при необ­ходимости установления сложных систем причинно-следственных Связей между предметами и явлениями.

Инертность и тугоподвижность мышления играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении данной формы. Ряд коррекциоино-воспитательных мероприятий, направ­ленных на преодоление инертности, с самых ранних пор должен сыграть исключительную роль в стимуляции развития таких детей.

2. От основной формы олигофрении заметно отличается оли­гофрения с выраженными иейродинамическими нарушениями. Это быстро возбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети, с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процес­сами возбуждения и торможения в нервной системе.

В процессе школьного обучения детей с преобладающим воз­буждением выявляются трудности, возникающие за счет пло­хой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это про­пуски, перестановки, персеверации, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания.

В коррекционно-воспитателыюй работе с этими детьми в пер­вую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положитель­ное отношение к учебной деятельности/заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. [Важным условием правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при вы­полнении задания. В процессе работы с этими детьми целесооб­разно использовать словесную инструкцию в расчлененном (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Специфическими чертами детей-олигофренов с преобладаю­щим торможением являются вялость, медлительность, затор­моженность моторики, познавательной деятельности, поведения в целом. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствуют повышению их активности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут спра­виться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже са­мые незначительные успехи.

3. Среди детей-олигофренов, обучающихся в специальной шко­ле, есть дети, у которых наряду с недоразвитием сложных форм по­знавательной деятельности отмечается также нарушенная речь. Специфической особенностью патогенеза этой формы является со­четание диффузного поражения с более глубокими поражениями в области речевых зон левого полушария.

У этих детей отмечается апраксия губ и языка. В дальнейшем страдает и сенсорная сторона речи. При достаточной остроте слуха эти дети не различают близкие по характеру звуки (фоне­мы), не могут выделить отдельных звуков из плавной речи, пло­хо дифференцируют сложные звуковые комплексы, т.е. имеют стойкое нарушение фонематического восприятия. Естественно, это ведет к нарушению звуко-буквенного анализа, что, в свою очередь, негативно сказывается на овладении грамотой и пись­менной речью.

Имеются и такие формы олигофрении, при которых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными пора­жениями в теменно-затылочной области левого полушария. В этих случаях клиническая картина олигофрении является крайне слож­ной, ибо складывается из сочетания недоразвитого мышления с на­рушением пространственного восприятия. Последнее, в свою оче­редь, затрудняет процесс овладения представлением о числе. При этой форме олигофрении дети испытывают значительные затруд­нения даже при освоении простейших счетных операций. Коррекционная работа с этими детьми должна вестись в плане раз­вития у них главным образом пространственных представлений и понятий.

4. Последнюю группу составляют дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патоло­гические наклонности. Основная патологическая особенность в этом случае заключается в том, что диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей.

При исследовании выявляется грубое своеобразное нарушение моторики - движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя об­служить. У некоторых отмечается столь резкое изменение поход­ки, что можно говорить об апраксии ходьбы? Движения плохо •или почти не автоматизированы. Специфической особенностью этих детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями. Так, при полной невозможности выполнить какие-либо движения по инструкции эти же движения дети могут вы­полнить спонтанно. Особенности моторики этих детей дают ос-

иование предполагать, что недоразвитие лобной коры, располо­женной перед моторным полем и над подкорковыми двигатель­ными узлами, приводит к нарушению организации движения на более высоком функциональном уровне.

У этих детей также отмечаются своеобразные изменения пове­дения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм.застенчивости, необидчивы. Поведение их ли­шено стойких мотивов. При полной сохранности сенсорной и мо­торной стороны речи у таких детей отмечается склонность к под­ражанию речи взрослых («резонерство»). Особенно нарушается ре­гулирующая функция речи, которая играет важную роль в форми­ровании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом. Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя из качественного своеоб­разия структуры дефекта. В первую очередь используются педаго­гические приемы, направленные на формирование произвольных мо­торных навыков под организующим началом речи.

В некоторых случаях выявляются такие формы олигофрении, при которых имеет место сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами пове­дения. Это наиболее трудные в воспитательном плане дети. Гру­бые со сверстниками и старшими, недисциплинированные, неред­ко имеющие патологические влечения, они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми морально-этическими нормами. Патогенетически эта форма олигофрении характеризуется соче­танием диффузного поражения коры полушарий головного мозга с наличием подкорковых очагов, что, как правило, подтверждает­ся электроэнцефалографическими методами исследования.