Нарушения психической деятельности при олигофрении

Классификационные характеристики разных групп учащихся СКОШ VIII вида (по С.С.Ляпидевскому)

Клинико-психолого-педагогичсская характеристика учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Основной контингент учащихся специальной школы VIII вида составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отстало­сти - дебильностью.

Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диа­гнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» ши­ре, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умст­венная отсталость является результатом целого других пато­логических состояний ЦНС - так называемая умственная отста­лость неолигофренического происхождения.

Пути изучения проблемы умственной отсталости были сформулированы Г. Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трех аспектах:

-биологическом,

-клиническом и

-социальном.

Биологический аспект предполагает необходимость тесной свя­зи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбрио­логия, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза неко­торых форм слабоумия;

клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрении, представляющих сборную группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической карти­ны с использованием современных методов обследования (пато­физиологического, биохимического, серологического и др );

аспект социально-трудовой адаптации предполагает необхо­димость разработки посильных для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций.

При легких формах олигофрении, отмечает ученый, заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться.

Наибо­лее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно свя­занными с нарушениями хромосомного набора. Так, например, при болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты - несо­размерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания.

Часты изменения в физическом состоянии и при некоторых на­следственных формах олигофрении, связанных с нарушением об­мена веществ. При нарушении белкового обмена отмечаются де­формация черепа, диспластическое телосложение, нарушение пигментации кожи и радужной оболочки, гиперкинезы, кожные заболевания в виде дерматитов, экземы. При нарушении жирового обмена- болезни Пфандлер-Хурлера наблюдаются карликовый рост, деформация черепа, позвоночника и другие изменения. Спе­цифичны внешние признаки и при нарушениях функции желёз внутренней секреции, иногда осложняющих олигофрению, осо­бенно при поражении щитовидной железы, половых желёз.

Необходимо отметить, что признаки физического недоразви­тия чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, осо­бенно ранних (связанных с патологией эмбриогенеза). Так, на­пример, имеют место нарушения соотношений между длиной ту­ловища и конечностей, различные деформации черепа - брахицефалический (башенный), долихоцефалический (удлиненный) в пе­редне-заднем направлении и т.д. При гидроцефалии бывают ис­тончены кости черепа, особенно теменные и лобные. Отмечаются неправильный рост зубов, врожденные дефекты в виде расщелины верхней губы или твердого и мягкого нёба, деформации в строении ушной раковины и другие аномалии развития. Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних ор­ганов - нередки врожденный порок сердца и другие нарушения сердечно-сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыха­ния; наличие таких дефектов приводит к частым простудным за-болеваниям, и повторным пневмониям. В отдельных случаях имеют место пороки развития почек, мочевого пузыря, половых органов.

Грубых локальных неврологических симптомов при олигофре­нии, особенно при ее легких формах, может не встречаться; они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими локальны­ми поражениями центральной нервной системы, в частности при церебральных параличах. Однако при некоторых формах олиго­френии все же наблюдается рассеянная неврологическая симпто­матика, связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем. Так, со стороны череп­но-мозговых нервов чаще других встречаются симптомы: косогла­зие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яб­лока (нистагм), слабость (парез) лицевого и подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) нервов.

Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выражен­ных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе детей-олигофренов часто отмечаются задержки в раз­витии двигательных функций: дети позднее начинают держать го­ловку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительно­сти движений. У большинства детей-олигофренов наблюдаются задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.

Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухо­жильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызы­вания, асимметрия. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. Наблюдаются и патологические реф­лексы, особенно часто рефлекс Бабинского.

При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазо­на восприятия различных раздражений, нечеткость дифференцировок. их вялость, малая активность.

Отмеченные нарушения в работе анализаторов сказываются и на психической деятельности ребенка.

У многих детей-олигофренов выявляются симптомы наруше­ния вегетативной нервной системы - повышенная потливость, со­судистая дистония, изменение дермографизма, нарушения диэнцефальной области - повышенные жажда и аппетит.

Нарушения психической деятельности при олигофрении состав­ляют основу дефекта. Клиническая картина психических наруше­ний при разных формах умственной отсталости неодинакова и за­висит от ряда моментов:

  1. степени тяжести поражения центральной нервной системы,
  2. характера патогенного фактора и времени его воздействия,
  3. вредных влияний, действующих на дальнейших эта­пах развития ребенка в период активного формирования психиче­ских функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье).

Патология психического статуса у этих детей связана с недо­развитием всей познавательной деятельности и особенно мышле­ния. Дети-олигофрены в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры приво­дит к тому, что представления у этих детей обычно нечетки и малодифференцированны. По образному выражению проф. В. А. Ги­ляровского, «олигофрены смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них не­прочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные при­знаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Дефектологи хорошо знают, что эти особенности памяти вызы­вают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.

Перечисленные выше нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психиче­ских функций, которые составляют основу интеллектуальной дея­тельности. Известно, например, что олигофренам бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это зачастую является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.

Своеобразие познавательной деятельности умственно отста­лых учащихся состоит и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления. В меньшей мере это своеобразие проявля­ется в процессе наглядно-образного мышления.

Многие авторы отмечают у олигофренов нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преоб­ладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативиз­ма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрица­тельному), не проявляют настойчивости и инициативы в достиже­нии цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и влечения.

Одним из видов волевой деятельности является внимание, со­стояние которого существенно влияет на развитие детей, приоб­ретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основе которо­го лежит врожденный ориентировочный рефлекс (по П.Н.Павлову), наблюдается у большинства умственно отсталых детей. Произвольное же внимание у большинства из них отлича­ется неустойчивостью - дети легко отвлекаются на любой посто­ронний раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на ка­ком-то определенном предмете, что очень осложняет их обучение. Однако, как показывает педагогическая практика, в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем. Этому весьма способствует овладение на­выками самообслуживания и выполнения трудовых заданий.

К нарушениям психической деятельности нужно отнести и на­блюдающиеся у умственно отсталых расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, по­скольку активизирует работу мышления. Чувства таких детей малодифференцированны, бедны. В случаях тяжелого поражения центральной нервной системы Чувства однообразны, неустойчи­вы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удоволь­ствием или неудовольствием), возникают только при непосредст­венном воздействии того или иного раздражителя. Их пережива­ния, привязанности обычно поверхностны и непрочны. При менее значительном поражении нервной системы в процессе развития сфера чувств значительно обогащается.

Одно из типичных нарушений даже при легкой степени умст­венной отсталости - это расстройство речи. Как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается мед­ленно и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушена структура слова: они не дого­варивают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи. Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание ре­чи окружающих; последнее в большей мере относится к детям с выраженной формой умственной отсталости.

Дебилам в некоторой мере свойственны индивидуальные осо­бенности темперамента, характера и эмоциональных реакций. Они обладают и сравнительно большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельности. Поскольку у ряда детей с явлениями дебильности не отмечается заметных от­клонений со стороны физического статуса, они могут на первый взгляд показаться обычными, «нормальными» детьми. Сущность дебильности состоит в неполноценности познавательной деятель­ности.. Особенно страдают способность к анализу, логическому обобщению, абстракции, т. е. те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Ослабление указанных способно­стей, вызванное перенесенным заболеванием мозга, не дает раз­бираемой группе учащихся освоить программу массовой школы.

Уже в анамнезе таких детей можно заметить указание на то, что они отстают в развитии от нормальных сверстников. Особен­но это относится к формированию нервно-психических функций. Так, дети, как уже было отмечено выше, позднее реагируют на раздражения внешней среды (звуковые, световые и др.), двига­тельные функции развиваются с задержкой (они позже начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить, играть с игрушками и др.). Особенно характерно отставание в развитии речевой функ­ции. Это выражается, в частности, в медленном накоплении сло­варного запаса, При обследовании иногда выявляется, что пас­сивный словарь значительно преобладает над активным. Часто у таких детей бывает нарушено и с трудом поддается коррекции звукопроизношение. Во многих случаях долго сохраняются раз­личные виды аграмматизмов.

7. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.С.ПЕВЗНЕР

Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедаго­гики считается классификация, разработанная известным отечест­венным дефектологом М. С. Певзнер для детей-олигофренов. По­скольку в педагогической практике различные этиология и лока­лизация поражения коры головного мозга могут давать одинако­вые картины с психолого-педагогической точки зрения, это по­зволяет экстраполировать принципы этой классификации на весь контингент учащихся.

В основу этой классификации положен клинико-патогенетичес-кий подход. Клиническая картина включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного процесса, его распространение и время поражения (последнее имеет особое значение по отношению к детям). Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступле­ния. Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет инди­видуальные особенности физиологического, эмоционально-воле­вого н интеллектуального развития умственно отсталого ребенка.