Любопытные факты

На побережье города Сурат (запад Индии) в 2002 г. ученые обнаружили куски бревен, остатки посуды и ископаемые кости, а также похожую на строительный материал смесь. Некоторые предметы датируются 7500 г. до н.э., что указывает на то, что в современном Камбейском заливе существовала очень древняя культура, которая была впоследствии затоплена. По мнению индийских археологов, обнаруженные ими развалины являются ни чем иным как остатками самого древнего города на Земле. До настоящего времени ученые полагали, что первые города появились около 3500 лет назад в долине Шумер на территории современного Ирака. Однако если открытие индийских ученых подтвердится, то найденный ими город станет древнейшим памятником археологии в Индии. Сейчас таким памятником считается город Хараппа, относящийся к 2500 году до нашей эры (Nature).

Археологические материалы дают некоторое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. Женские терракотовые фигурки (культ богини-матери) и фигурки животных, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, и сегодня украшают домашние алтари в сельской Индии.

Среди археологических находок каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование.

Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

Должно быть, местные жители отличались миролюбием, так как в их городах не найдено ни наступательного оружия, ни оборонительных сооружений. Вероятно, они не слишком часто сражались с серьезными врагами. Во всяком случае, найденное в Мохенджо-Даро оружие сделано намного хуже, чем хозяйственный инвентарь. Бронзовые наконечники копий очень тонкие и быстро гнущиеся. По-видимому, копья предназначались для охоты. Мечей не обнаружено совсем.

В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Поэтому около 1500 г. до н.э. дравиды оказались беззащитными перед натиском ариев, кoторые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Вероятно, впрочем, что арии появились там через несколько веков после падения Хараппской цивилизации.

Как показывают археологические раскопки, цивилизация бронзового века приходила в упадок постепенно, в течение столетий. К 1700 г. до н. э. Она пришла почти в полный упадок, чему способствовали, видимо, многочисленные наводнения, причинявшие городам непоправимый вред, а также изменчивое русло Инда. Сыграли свою роль также нерациональное ведение поливного земледелия и вырубка лесов природные. Результатом явилось наступление пустыни на цветущие земледельческие поля. Современные области Северо-Западной Индии, где некогда процветали древние города, заняты пустынями и полупустынями. Культурная деградация ощущалась во всем: сократился торговый обмен с другими странами, ремесленники и деловой люд покидали город, окраины зарастали бурьяном, сельская местность уже не могла прокормить даже сокращающееся городское население. Происходит смена городов сельскими поселениями, а вслед за тем и варваризация культуры. Историки не исключают также иноземные вторжения. Ведь упадок городов, как правило, сопровождается проникновением в страну более отсталых племен. Правда, к 1500 г. до н. э., когда арии начали мигрировать в Индию, Хараппская культура практически перестала существовать.

Хараппская культура не оказала серьезного влияния на исторические судьбы народов долины Ганга, хотя в форме культурных пережитков и народных традиций ее следы обнаруживаются в некоторых регионах Индийского субконтинента.

 

Знаете ли вы, что…

Перед входом в храмы, мечети или гурдвары (сикхские храмы) обязательно следует снимать обувь, также в доме принято снимать обувь и ходить босиком. В храмах за небольшую плату вам предложат оставить обувь на хранение или чехлы на обувь; обычно разрешают проходить в носках. Нельзя вносить в храм изделия из кожи, это могут посчитать оскорблением.

 

3. Ведийская эпоха

Новый этап в развитии культуры Индии относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. - середине 1 тысячелетия до н.э. и связан с совершенно другим народом, пришедшим сюда из дальних стран и создавшим совершенно новый тип цивилизации. Происхождение светлокожего народа, называвшего себя «арии» (благородные) и занимавшегося пастушеством и скотоводством, до сих пор не выяснено. Их язык относят к древнейшей форме санскрита, одного из индоевропейских языков.

В XV веке до н.э. они вторглись в Северную Индию и оттеснили дравидов на юг. И по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. К 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья.

Приход арийских племен, прародиной которых одни ученые считают Среднюю Азию, а другие - южнорусские степи, открыл в истории Индии так называемую ведийскую эпоху, получившую название по созданной в это время священной литературе вед.

У местного населения арии заимствовали институт каст(варн), который теперь оформился в иерархически организованную систему четырехсословий: 1) жрецы - брахманы, 2) военная знать - кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы - вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии - шудры. Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых «нечистых» профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги; и сегодня в высших кастах преобладают индийцы со светлой кожей.

Арии принесли с собой не только новых богов, которые олицетворяли природные стихии (огонь, воду и воздух), но также культ военной силы и новый тип литературы. В религиозном пантеоне ариев, как это и полагается доземледельческому обществу, отражавшем социальное равенство, жесткой иерархии богов не было, а количество их было огромным. В ведах насчитывается 33 бога, хотя в одном месте упоминается о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных. Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвященных другим богам. Хранителем мирового порядка и справедливости выступал Варуна - божество ночного неба и небесных и земных вод. Большим уважением пользовался и Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов.

Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Несколько особняком в этом ряду стоит Индра, выполнявший в пантеоне своеобразную функцию племенного вождя. Он считался верховным божеством. Индра - идеал арийского воина. Его благосклонность пытались снискать с помощью молитв и жертвоприношений. Компендиум всех знаний - религиозных, философских, поэтических и даже социальных, - которые в ту эпоху смог выработать индийский народ, заключался в ведах. Само слово веда, родственное русскому «ведать», означает «священное знание».

В Индии говорят: никто не имеет права называться индусом, не признавая Веды как высший авторитет. До сих пор индусы признают два вида авторитетной религиозной литературы: шрути («услышанное»), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения, и смрити («воспоминание»), считается созданием человека и обладает меньшим авторитетом. Ведическая литература включает в себя все шрути, и некоторые смрити, и, в первую очередь, четыре основных собрания (самхита), каждое из которых носит название веда («священное знание»).

В понятие «веды» обычно включают четыре основных сборника - сомхиты (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа), а также примыкающие к ним так называемые поздневедийские сочинения. Веды представляют собой сборники священных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний и заговоров).

Самой древней (10 в. до н.э.) и почитаемой является Ригведа, содержащая более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах. Гимны состоят в среднем из десяти строф каждый и исполнялись во время ритуалов, посвященных огню и соме («священное возлияние»); они сгруппированы в десять разделов (мандала), из которых разделы 2-7 признаются наиболее архаичными. Гимны Ригведы представляют собой поэтические тексты, созданные на особом сакральном языке во время озарений, связанных, очевидно, с экстатической практикой. Ригведа - памятник высокой жреческой поэзии, связанный с великими жертвоприношениями, в частности, с возлиянием священного напитка - сомы. Гимны обычно обращены к тому или иному божеству и содержат его восхваление, а также просьбу. Встречаются также космогонические гимны, гимны-заговоры и заклинания, гимны-загадки.

Вторая веда, Самаведа, содержит 1549 строф, почти полностью заимствованных из Ригведы и используемых как напевы во время жертвоприношения сомы. Она включает также песенники (гана), поясняющие способ исполнения этих строф. Третья веда, Яджурведа, существующая в нескольких редакциях, была руководством для жрецов, отправлявших ритуал жертвоприношения, сопровождаемый декламацией, молитвами и песнопениями других жрецов. Она состоит из строф, в основном заимствованных из Ригведы, и прозаических формул (яджус).

Наряду с Ригведой наибольший интерес представляет Атхарваведа, которая включает 730 гимнов, содержащих около 6000 строф, а также прозу. Основную ее часть составляют заговоры против злых духов и болезней, молитвы о долгой жизни, обретении детей, власти или богатства. Атхарваведа содержит тексты, созданные не только в жреческой, но и в народной среде, включает обширный материал по быту, обычаям и верованиям индийцев.

Ведийская литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение положения многих звезд) и т. д.

Вначале ведизм не был общеиндийской религией, а почитался лишь группой племен, создавших Ригведы. Однако на протяжении многих столетий культура и религия ариев смешивались с местной культурой, порождая новые религиозные течения, в том числе и брахманизм.Веды, древнейший памятник духовной культуры исключительно ариев, приобрели вскоре общеиндийское значение. Они стали священными книгами индусов, составили основу народного эпоса. Своими корнями индуизм как религия (последователями которой называют себя 83% населения современной Индии) уходит в эпоху вед.

После того как веды были составлены, ведические жертвоприношения еще более усложнились, и жрецы сочинили прозу под названием брахманы, в которой детализировали и разъяснили практику совершения жертвоприношений, указали подходящие для каждого случая ведические строфы и развили теологические и философские положения. Этот аспект индуизма часто называют брахманизмом.

Случилось так, что к четырем главным ведам - Ригведе, Самаведе, Яджурведе иАтхарваведе, - отныне выполняющих функцию то ли теоретических, то ли мифилогических трактатов, добавились соответствующие прикладные разделы: у каждой веды своя брахмана. Брахманы посвящены преимущественно истолкованию символики жертвенного ритуала и объяснению связи между ритуальным действием и текстом жертвенных формул.

К брахманам прилагаются эзотерические теологические тексты под названием араньяки («лесные трактаты»), предназначенные для использования брахманами преклонного возраста, обитающими в лесах вдали от своего прежнего окружения. Они сложны и спекулятивны. Как правило, в детстве изучались санхиты; затем человек, вступающий в жизнь и обязанный выполнять ритуалы, предписанные для домохозяина, должен был изучать брахманы.