ПОСЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Лекция 9

Контрольные вопросы

 

  1. Характеристика химических препаратов.
  2. Гербициды. Особенность их действия и применения.
  3. Влияние и способы применения стимуляторов роста.
  4. Виды удобрений и их применение в лесных питомниках.
  5. Микроудобрения.
  6. Простые, сложные и смешанные удобрения.
  7. Органические удобрения.
  8. Особенности создания и применения компоста.

Эколого-биологические основы агротехники выращивания посадочного материала.Эффективность лесокультурных работ в значительной степени зависит от качества используемого посадочного материала. Качест­во сеянцев и саженцев характеризуется высотой стволика, диамет­ром корневой шейки и некоторыми внешними признаками, а также степенью развития массы отдельных частей растений и их соотно­шением. Кроме того, качество посадочного материала зависит от объема запасных питательных веществ в растении, накопленных за предыдущий вегетационный период, состояния его ассимиляцион­ных органов, включая их способность к адаптации в новых условиях, а также от оводненности отдельных органов в период приживания сеянцев и саженцев на лесокультурной площади. Образование оп­тимального количества запасных питательных веществ у посадоч­ного материала обусловлено минеральным питанием при его вы­ращивании с соблюдением высокой агротехники, обеспечивающей благоприятные условия почвенной экологии.

Высококачественным посадочным материалом следует счи­тать тот, который имеет определенные размеры, гармоничное раз­витие всех частей растения, оптимальное соотношение их масс и накопил необходимое количество питательных веществ. В этом случае наблюдаются хорошая приживаемость и рост сеянцев и са­женцев на лесокультур ной площади, и взаимная стимуляция про­цессов жизнедеятельности между хвоей и всасывающими корнями; интенсивный процесс фотосинтеза улучшает рост корней, послед­ние, в свою очередь, усиливают рост надземной части. Однако та­кой посадочный материал может быть выращен только в оптималь­ных экологических условиях, обеспечивающих создание устойчивой биоэкосистемы в посевном и школьном отделении питомника. Если агротехника не обеспечивает создания таких условий на протяже­нии всего периода выращивания посадочного материала в питомни­ке и не позволяет получать хорошо развитые сеянцы и саженцы с оптимальным соотношением частей растения и накоплением пита­тельных веществ, то такой посадочный материал будет хуже и дольше приживаться и расти первые годы в культурах.

Это объясняется тем, что сеянцы и саженцы являются саморе­гулирующимися и самонастраивающимися биологическими система­ми, чутко реагируют на все изменения условий внешней среды. По­этому, если при выращивании посадочного материала в питомнике наблюдалось торможение роста, в результате чего нарушено оптимальное соотношение между отдельными его частями, и произошло слабое накопление питательных веществ, при посадке такое расте­ние должно не только прижиться, но и обеспечить усиленное нарас­тание тех частей растения, которые имели ослабленный рост в пи­томнике. В этом случае как запасные, так и вновь образованные пи­тательные вещества будут расходоваться не только на регенерацию корневой системы, но и на процессы роста отставших частей расте­ний. Чем больше несоответствие между этими частями, тем больше питательных веществ будет расходоваться на процессы роста недо­развитых в питомнике органов. Примером этого являются загущен­ные посевы и посадки в питомнике. В этом случае, в результате са­морегуляции, направленной на самосохранение вида, посадочный материал имеет в питомни­ке хороший рост в высоту в ущерб росту по диаметру стволика, нарастанию кор­невой фитомассы и био­масс частей растения. При посадке таких се­янцев и саженцев в культу­ры значительная часть за­пасных и образуемых вновь питательных веществ будет расходоваться в первые 1...2 года роста культур на нарастание стволика по диаметру и усиленный рост корневой массы.

Указанное несоответ­ствие следует рассматри­вать не только в показате­лях массы частей растения.

Масса в известной степени отражает наличие запасных питательных веществ в хвое, стебле, корнях, которые расходуются на восстанов­ление корневой системы, поврежденной при выкопке. Одновременно питательные вещества потребляются растущими органами надзем­ной части: чем больше будет надземная часть, тем больше и интен­сивнее будет расходоваться запасное питательное вещество на про­цессы роста. При этом восстановление корневой системы замедля­ется, что снижает рост и приживаемость растений на лесокультурной площади. Существенно нарушается также водный режим растений.

Следовательно, агротехника выращивания посадочного мате­рила должна быть основана на хорошем знании биологии древесных пород- закономерностей формирования прироста вегетативных органов растения в течение вегетационного периода; динамики накоп­ления питательного вещества и ритма потребления элементов мине­ральной пищи; соответствия конкретной экологической обстановки оптимальным режимам роста молодых растений; потребности их в основных элементах минерального питания, а также необходимых доз и сроков внесения используемых удобрений.

Севообороты в лесных питомниках.Выращивание на одном месте ежегодно одних и тех же дре­весных растений приводит к одностороннему обеднению почвы пи­тательными веществами, способствует развитию определенных ви­дов вредителей и болезней и, в итоге, ведет к снижению выхода стандартного посадочного материала с единицы площади. Чтобы сохранить и повысить плодородие почвы, восстановить ее структур­ное состояние, улучшить физические свойства и накопить влагу, вводят севообороты - научно обоснованное чередование культур и паров на полях во времени. Это чередование установлено органи­зационно-хозяйственным планом питомника. Оно неразрывно свя­зано со всей агротехникой выращивания посадочного материала: системой обработки почвы, мероприятиями по борьбе с сорняками, болезнями, вредителями и по накоплению влаги на полях и т. п. На­учно обоснованное чередование культур и паров способствует по­полнению и лучшему использованию питательных веществ почвы и удобрений, улучшению и поддержанию благоприятных физических свойств, защите почвы от водной и ветровой эрозии, предупрежде­нию распространения сорняков, болезней и вредителей посадочно­го материала. Севообороты являются основой высокой агротехники, так как только при правильном чередовании выращиваемых культур во времени и площади можно эффективно использовать и восста­навливать плодородие почв. Самый высокий эффект по восстанов­лению плодородия достигается на паровых полях за счет пополне­ния органического вещества, элементов минеральной пищи, улуч­шения гидротермического режима и воздухообмена. Период време­ни, в течение которого все культуры и пар (если он имеется в сево­обороте) проходят через каждое поле в последовательности, уста­новленной схемой, называется ротацией севооборота.

Севооборот предусматривает разделение земельной площади на определенное число равновеликих полей. В каждом конкретном случае севооборот разрабатывается на месте с учетом почвенно-климатических условий района, хозяйственной целесообразности и плана выращивания посадочного материала.

В крупных лесных питомниках находят применение много­польные севообороты. Например, в лесной и лесостепной зонах при выращивании сеянцев в шестипольном севообороте может наблю­даться следующее чередование полей: 1-е- зерновые с подсевом бобово-злаковых трав; 2-е-травы первого года пользования; 3-е-травы второго года пользования, 4, 5 и 6-е- сеянцы; в восьмипольном: 1-е- зерновые с подсевом бобово-злаковых трав; 2-е- травы первого года пользования; 3-е- травы второго года пользования; 4-е и 5-е - сеянцы; 6-е - пар; 7-е и 8-е - сеянцы. При сильном иссу­шении почвы травами после 2 лет пользования необходимо иметь черный пар. Применение указанных севооборотов в лесных питом­никах нецелесообразно в тех условиях, где многолетние травы рас­тут плохо, а также на средних и небольших питомниках, где введе­ние севооборотов с большим числом полей приводит к чрезмерной дробности деления их территории.

В районах, где приведенные выше севообороты себя не оп­равдывают, можно применять севообороты без введения полей с травами. В качестве примера такого шестипольного севооборота для степной зоны, а также южной части лесостепной зоны можно привести следующий: 1-е поле - пар; 2-е и 3-е - сеянцы; 4-е - сидераты; 5-е и 6-е - сеянцы.

В посевных отделениях мелких и средних питомников часто применяют четырех- и трехпольные севообороты. Например, может быть принят четырехпольный севооборот при следующем чередо­вании полей: 1-е - пар; 2-е - 1 -летние сеянцы; 3-е - 2-летние сеян­цы; 4-е- 3-летние сеянцы. Трехпольный севооборот применяется при выращивании сеянцев 1 или 2-летнего возраста: 1-е- пар; 2-е- 1-летние сеянцы; 3-е- сеянцы 1 или 2-летние. Пар может быть черным и ранним (южная лесостепь или степь), а также сидеральным или занятым (лесная зона и северная часть лесостепи). Последний применяется в условиях достаточного увлажнения с внесением органических и минеральных удобрений.

Одной из ошибок в практике является посев хвойных пород на следующий год после запахивания сидератов в условиях лесостепи и средней полосы европейской части России. К этому времени в почве остается много органических остатков. Разложение их осуще­ствляется теми же грибами, которые являются и возбудителями по­легания. Поэтому резко увеличивается запас инфекции в почве и отпад всходов от болезни. В связи с этим сидераты целесообразно использовать в год выкопки сеянцев, а посев сосны и ели произво­дить после 2...3-летнего содержания полей в пару (Н.М. Ведерни­ков, Н.С.Федорова, 1996). При недостаточной влажности почвы в период запашки сидератов травяной пласт следует полить.

При выращивании непривитых саженцев древесных пород ко­личество полей в севообороте часто бывает равно сроку выращивания посадочного материала плюс единица. Например, для пород, саженцы которых выращивают в школе до 3-летнего возраста, мо­жет быть принята следующая примерная схема севооборота: 1-е поле- пар; 2, 3 и 4-е поля- саженцы 1, 2 и 3-летние. В плодовой школе может быть принят пятипольный севооборот при следующем чередовании полей: 1-е- пар; 2-е-дички (окулянты), 3-е- саженцы 1 -летние; 4-е - саженцы 2-летние, 5-е - пропашные культуры.

При выращивании в хозяйственном отделении питомника одно­временно несколько пород необходимо предусмотреть их чередова­ние в поле севооборота. Например, при выращивании в посевном от­делении сеянцев хвойных и лиственных пород рекомендуется всякий раз при посеве менять местами.