Нормативная база организации патриотического образования.

3. Технология управления.
Структура организации деятельности субъектов управления.
Программно-целевая модель руководства воспитательной работой.
Российский и зарубежный опыт формирования гражданской позиции, передачи патриотических ценностей.

4. Военно-патриотическое воспитание в школах и высших учебных заведениях в концепции безопасности РФ.
Особенности учебного плана школы по организации профильного обучения.
Организация военно-патриотического воспитания молодежи в процессе их повседневного обучения. Опыт работы с кадетскими классами.
Организация, структура, основные направления деятельности и планирование работы по военно-патриотическому воспитанию.
Работа с молодежью по подготовке к службе в армии.

5. Молодежные патриотические движения.
Политические молодежные движения.
Опыт работы на выборах в законодательное собрание Санкт-Петербурга и Государственную Думу.
Опыт использования социальной рекламы в патриотическом воспитании.
PR акции, адресованные молодежи.

6. Создание в рамках программы центров патриотического воспитания с координирующими и методическими функциями.
Лаборатории по вопросам патриотического воспитания и по психологическому сопровождению, использующие в своей деятельности современные методы патриотического воспитания.

7. Социальное проектирование как форма территориального взаимодействия по созданию образа «малой Родины».
Методы развития потенциала эффективного гражданского участия.
Технологии вовлечения подростков в решение местных и региональных проблем.
Социальное проектирование для учащихся начального, старшего школьного возрастов. Примеры наиболее удачных проектов.
Методика взаимного воспитания ровесников. Деловая игра «Я – местный житель».

8. Потенциал социального партнерства в воспитании социально-активной молодежи в системе патриотического воспитания.
Усиление взаимодействия школы и социально-педагогической среды.
Региональный компонент в содержании процесса патриотического воспитания.
Условия, факторы повышения эффективности патриотического воспитания на уровне школы, муниципалитета, региона.
Технологии реализации принципов поликультурности в региональных системах патриотического воспитания.

9. Поисковое движение в Ленинградской области.
Опыт реализации региональной программы гражданского воспитания через систему поисковых отрядов и военизированных лагерей совместно с частями Ленинградского военного округа.
Проблемы поискового движения.
Военно-патриотические клубы и варианты программного и методического обеспечения уроков начальной военной подготовки. Знакомство с работой Санкт-Петербургских военно-патриотических клубов.

10. Исторические корни патриотического воспитания. Традиции воспитания патриотизма в семье. Воспитательный потенциал современной семьи в вопросах патриотического воспитания: актуальность, пути формирования, опыт работы.

11. Народная культура как средство патриотического воспитания. Усиление патриотического воспитания в дошкольном детстве.

12. Развитие скаутского движения в Санкт-Петербурге.Опыт работы отрядов в реконструкции событий отечественной истории.

О патриотизме и гражданственности XX век породил ситуацию отрыва национальной системы воспитания от традиционной педагогики, когда возникает проблема осмысления и практического воплощения диалектики глобального как нового образа жизни и этнического как уникальности культуры. В настоящее время в образовании вырисовывается ряд тенденций, которые будут определять уровень развития общества. В докладе по образованию на Всемирной сессии ЮНЕСКО (Париж, 1998) сказано, что прежде всего следует учитывать тот факт, что благосостояние общества зависит от уровня и качества знания, и поэтому для выравнивания значимого различия между странами в социально-экономическом развитии необходимо преодолеть разрыв в знаниях, существующий между ними. Образование не является чем-то внешним по отношению ко всем остальным сферам жизнедеятельности человека. Проблемы образования могут рассматриваться лишь в комплексе проблем человечества, важнейшей из которых является проблема его устойчивого развития и выживания, а также обеспечения благосостояния. Стратегия выхода из кризиса диктует трансформацию имеющихся ресурсов в необходимые нам вещи, что невозможно без знаний. И если мы желаем, чтобы наша жизнь была лучше, если мы стремимся поднять благосостояние семьи или страны, поддержать и укрепить здоровье и сохранить среду нашего обитания, то нам уже недостаточ­но просто перерабатывать большое количество ресурсов в силу их ограниченности. Стратегия развития современного образования должна быть ориентирована не только на подготовку специалистов в традиционных сферах деятельности, но и на формирование контуров цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать эту стратегию. Система образования стремительно интегрируется в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается системными изменениями образования в направлении отбора лучших мировых образцов, повышающих качество функционирования и развития всех систем совершенного общества, улучшающих жизнедеятельность человека. Вместе с тем система образования, являясь одним из оснований национальной безопасности государства и его граждан, не может принимать мировые новации, неадекватные перспективам развития общества в XXI веке, не обеспечивающие суверенитет в политической, экономической, культурной сферах. Основной задачей образования наряду с социализацией, профессионализацией и самореализацией выступает развитие национального самосознания человека. Образованность человека выступает как самостоятельная ценность, но при этом личности должны быть свойственны такие качест­ва, как патриотизм, гражданская активность и ответственность, толерантность к проявлению национальных, региональных, индивидуальных особенностей культуры, к вероисповеданиям других людей и народов. В связи с этим развитие личности специалиста как патриота должно идти через преломление нравственных установок в приоритетных для настоящего времени качествах личности, через все более широкую ориентацию сознания и поведения на духовные общечеловеческие ценности, подлинную интеллигентность. Патриотическое воспитание должно осуществляться как цельный, учитывающий современные требования гуманизации воспитательный процесс. В патриотическом сознании имманентными характеристиками выступают историческое сознание, новое мышление, определяющие перспективы развития общества и место человека в нем, его патриотических чувств и поведения с определением конкретных, тактических и стратегических целей и их качественной характеристики в рациональном, эмоциональном и поведенческих проявлениях. Все указанные проявления патриотизма находят отражение в моральном сознании человека и в содержании моральных требований, затрагивающих вопросы отношения к общественной и политической деятельности, отношения к природе, семье, другим людям и т.д. Поэтому, патриотизм представляет собой один из важнейших принципов нравственности. Проявления же патриотизма как морального принципа в сфере экологии, трудового и т.д. воспитания указывает на его неразрывную связь с данными направлениями общего воспитания. Социализация достигается под воздействием социально-контролируемых процессов целенаправленного воздействия на личность учащегося, таких, как просвещение, воспитание, обучение. Обстоятельства, обуславливающие актуальность проблемы патриотического воспитания, выдвигают новые требования перед всеми социальными институтами, так или иначе решающими вопросы патриотического воспитания. Образовательная революция постулирует переход от человека-средства к человеку-цели — человеку культуры, индивидуальному; автономному, способному быть свободным от давления среды. Поскольку содержание образования определяется его целями. то для достижения идеала — человека культуры — необходимо сделать содержание образования действительно гуманитарным и гуманистическим, «очеловечить знания». Дюркгейм в «Социологии обра­зования» писал, что «индивид, приобщаясь к обществу, приобщается к самому себе». Гуманитаризация образования направлена на поворот образования к целостной картине мира, и, прежде всего, — мира культуры, мира человека, на очеловечивание знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления. Любые знания и любая практическая деятельность имеют свою гуманитарную компоненту, как минимум, это — социальные последствия использования этих знаний или реализация этой деятельности. Таким образом, содержание образования должно включать социальные измерения любых наук, знаний, информации и любых действий. Учебный процесс в этом смысле представляет большие возможности для патриотического воспитания молодежи, т.к. изучаемые в его ходе общественные, общенаучные и специальные дисциплины, которые опираются на общемировоззренческие, обще идеологические основы и гуманистические принципы, содержат богатый материал. Преподавание и воспитание — единый процесс, и задача преподавателя — добиться, чтобы преподавание каждого теоретического курса, каждой дисциплины имело патриотическую направленность. Так, например, вводя студентов или учеников в историю предмета, можно рассказать о том, какой вклад в данную науку сделан русскими или советскими учеными. Активизация педагогического процесса патриотического вос­питания способствует формированию личности патриота, когда она реализуется следующими путями: актуализацией содержания и со­вершенствованием методики педагогического процесса, повышением компетентности преподавателя, реализацией в воспитательном процессе деятельностных форм работы (поисковых, краеведческих, если это школа, социальная работа, если это вуз). Необходимость актуализации содержательного компонента в воспитательной работе обосновывает необходимость переориентации в выборе средств патриотического воспитания в сторону углубленного изучения истории, культурных и бытовых традиций народа, подчеркивает, что становление гражданина, патриота без такого знания невозможно. Широкое введение в учебный процесс специальных дисциплин по национальной истории и истории национальных культур, изучение в рамках этих дисциплин феноменов национальных культур как интегративной целостности, т.е. как общности природы, национального характера, национального типа мышления, продуманная профилизация ряда общеобразовательных дисциплин (например, введение в курс «Социальная психология» раздела о специфике конкретной национальной психологии или раздела об особенностях национальной педагогики в курс «Педагогика» в полной мере способствуют форми­рованию идей патриотизма). Важным условием повышения эффективности патриотического воспитания выступает сочетание идеологического уровня с психологическим. И здесь неоценимая роль принадлежит культуре и искусству. В отличие от истории и философии, которые формируют высшие научно-теоретические уровни мировоззрения, искусство осуществляет свое мировоззренческое назначение, оперируя основывающимися на конкретных жизненных фактах и явлениях художественными об­разами, т.к. недостаточно внедрять в сознание учащихся идеи и прин­ципы патриотизма, необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Образование и культура Русская культура и искусство, выражая чаяния и волю народа, яв­ляется источником идей и чувств национальной гордости и одновременно источником чувств и сознания единения с другими народами, со всем миром. Так, например, изучение темы «Искусство как общественное явление» позволяет, широко привлекая художественно-иллюстративный материал, раскрыть содержание национального и общечеловеческого в искусстве, национального и народного в художественном творчестве, проследить роль традиций, фольклора, на­родного национального творчества в развитии художественной культуры. Показ различных национальных школ, стилей, направлений в развитии видов искусства, выявление художественного богатства национальных культур, помогут уяснить уникальность и самобытность каждой национальной культуры и вместе с тем понять единство общей и мировой культуры. Преподаватель— ключевая фигура воспитания и формирования личности будущего специалиста. Эффективность формирования патриотических качеств учащихся напрямую зависит от опыта, личного примера и гражданской позиции профессорско-преподавательского и учительского состава. Высокая профессиональная компетентность, творческий подход к делу, независимость суждений преподавателя вызывают уважение у учащихся, помогают сформировать свое отношение к действительности, свою жизненную позицию. В нашем случае важно отметить, что только преподаватель, сам глубоко освоивший ценности мирового искусства, способен плодотворно вести эстетический и художественный всеобуч, необходимость которого настоятельно ставится в повестку дня. Поэтому преподаватель главное должен видеть не в том, чтобы учащиеся ознакомились с теми или иными произведениями, эстетическими понятиями, а в самом процессе становления и развития тех особых мыслей, переживаний, чувств, которые человек открывает в себе благодаря соприкосновению с искусством. Первостепенное внимание должно быть уделено освоению культурного наследия Востока и Запада в их взаимосвязи, тому, что развивающиеся в рамках Востока и Запада весьма различные культурные традиции не располагаются как ступени лестницы, не антиномичны, но взаимодополнительны по отношению друг к другу. Гуманитаризация образования сегодня — это выстраивание смысловых и ценностных контекстов в содержании образования, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания как совмещения экологизации и нравственно-гуманистического измерения социальности, переориентация вектора образования от обращенности к прошлому к обращенности к сегодняшнему дню и к будущему как молодежи, так и страны и всего человечества, переориентация содержания образования на проблемы человеческой жизни. В настоящее время под воздействием целого ряда революций — телекоммуникационной, управленческой и других — происходят существенные изменения социально-стратификационной структуры общества, что влечет за собой необходимость увеличения человеческого потенциала, что проявляется, прежде всего, в образовательной сфере. Присущая человечеству система кризисов (экологического, де­мографического, энергетического, продовольственного и других) показывает, что оно находится на переломе своего развития. Происходит переход от старой к новой цивилизации с новым набором цен­ностей, с новыми представлениями о пространстве, времени, вселенной, культуре, цивилизации. Иными словами, идет смена типов цивилизаций, которая была предсказана в 30-х годах XXстолетия П.Сорокиным (1). Поиск путей и способов своей эволюции человечество видит в глобальном культивировании гуманистических начал личности. Одним из важнейших факторов выживания человечества, а также залогом успешного развития глобальной цивилизации в будущем, является культивирование антропоцентрического мышления в области образования. Качество человека и качество образования становятся ведущими моментами переходного периода к новой ступени в развитии цивилизации. Следовательно, образование в XXI веке должно быть нацелено на формирование новой гуманистической парадигмы. Главное требование к новым образовательным программам должно состоять в том, чтобы они обеспечивали гуманизацию интеллекта. Все это не может не изменить акцента и в стратегии патриотического воспитания человека, выдвигая в центр культуру взаимообщения и взаиморазвития культур как ведущий способ современного развития человеческой индивидуальности. Патриотизм — категория социально-историческая. Каждый исторический период, каждая общественная сила, прибегая к этим понятиям, вкладывает в них содержание, соответствующее своей нравственно-политической ориентации. Достаточно, к примеру, сопоставить, о чем уже говорилось, какое содержание в термин «патриотизм» вкладывали французские революционеры в конце XVIII века, русские революционные демокра­ты XIX века, большевики в разгар I мировой войны, генералы и офицеры армий Деникина и Колчака в годы гражданской войны, чтобы убедиться в подвижности, изменчивости, смысловой значимости этого термина. Сегодня в нашем подходе к патриотизму в первую очередь должно подчеркиваться его демократическое ядро, его гуманистическая значимость, общечеловеческая ценность. Сегодня истинный патриот — это борец за новую Россию. Чувство патриотизма только тогда плодотворно, когда оно соединяется с историческим сознанием. Без осмысления исторического опыта, без знания культурного наследия народа патриотизм становится «квасным». Самостоятельность культуры народа— родовой процесс его самоопределения, самопознания, прозрение оформляющегося человеческого сообщества. Ощущение культурной общности — одно из фундаментальных условий состоятельности нации. Ценность рассматриваемого сквозь мозаику мировой культуры национального заключается в специфике преломления в конкретной традиции общечеловеческих универсалий. Под традицией подразумевается весь сложившийся комплекс национально своеобразных признаков: язык, быт, тип государственности, характер и т.п. Таким образом, это— системообразующий фактор определенной культуры. Поэтому и форма, и содержание воспитания, тождественного в данном случае процессу становления, есть не что иное, как самовыраже­ние особого типа национального мышления, безусловно, составляющего часть традиции. Обостренный интерес к родному языку, к своему словесному, музыкальному фольклору и народному прикладному искусству, национальным обычаям и обрядам, к своему историческому прошлому, к своему культурному наследию, если во всем этом нет элементов вражды к другим языкам, к фольклору, к культуре других народов и этносов, к их истории — естественно вписывается в такие общечеловеческие ценности, как любовь и уважение к демосу, как закономерный интерес ко всем дорогам и тропам общечеловеческого исторического пути. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего народа. В насчитывающей много столетий русской культуре важнейшими положительными качествами человека считались миролюбие, трудолюбие, соборность, уважение к христианским моральным цен­ностям. В многовековой культуре человечества миролюбие также за­нимает одно из важнейших мест, выступает как важнейшая добродетель человечества. Особенно значимой проблема воспитания миролюбия представляется сегодня, в период проведения в нашей стране социально-экономических и политических преобразований, когда в жизни общества проявляются равнодушие и грубость, недостаток бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Обращаясь к исследованию становления идеи миролюбия в русской культуре, мы не только оказываемся перед необходимостью рассмотрения тех форм культуры народа, значение которых не ограничивается самодостаточной ценностью, но должны обратиться к истории народа, судьбе этноса и государственности, укладу жизни и определяемой им психологии. Только в таком предельно широком контексте мы оказываемся способными увидеть в миролюбии специ­фически выраженное отражение исторической традиции, поисков своей идентичности в отношении к «другому» — другим этносам, религиозным взглядам, жизненным укладам и т.п. Подобные поиски и составляют собственно историю народа. Естественно, что у народа, исторический путь которого складывался как путь добрососедства с другими народами, не могло не сформироваться терпимости по отношению к другим этническим группам с их языком, обычаями, образом жизни. В терпимости русских можно увидеть одно из оснований, одну из исторических предпосылок становления миролюбия в качестве принципа национальной психологии. Русским удалось создать огромную империю именно потому, что в характере русского народа преобладает стремление не к подавлению других народов, а к взаимопониманию и сотрудничеству с ними. П.Сорокин считал, что «фактор взаимной помощи, сотрудничества и неэгоистичной любви, по крайней мере, столь же важный элемент биологической эволюции, как борьба за существование, что взаимная помощь и дружеское сотрудничество играют несравненно большую роль в прогрессе человечества, чем враждебное соперничество и насильственное принуждение. В своем здоровом и созидательном поведении человек настолько же детерминирован симпатией, доброй волей и неэгоистической любовью, насколько и эгоистическими мотивами, ненавистью и садистскими импульсами» (1, с. 137). Россия являет собой связующее звено между Западом и Востоком, между традиционной и технократической цивилизациями, меж­ду ценностями свободы и равенства, что выражается в идеале социальной справедливости. Она, преодолевая крайности воинствующего индивидуализма и казарменного социализма, космополитизма и религиозно-националистического экстремизма, в состоянии сказать свое веское слово, весьма значимое для укрепления статуса гуманистических и экологических ценностей. Тысячелетиями складывались этно-национальные стереотипы и архетипы глубинного сознания, которые вновь и вновь будут пробиваться сквозь толщу различных наслоений. Будучи традиционным обществом по системе предпочтений (соборность, артельность, приоритетность порядка и мира, идеал служения, жертвенность), Россия, вступая в информационную фазу эволюции, может получить некоторые преимущества, обусловленные именно такими смысложизненными ориентациями. По крайней мере, пример Японии и КНР свидетельствует о больших продуктивных и креативных возможностях традиционных менталитетов. России нужен не возврат к старому, а восстановление поколебленных, не раскрывшихся, не реализованных, недовоплотившихся, не развившихся интенций. Миссия образования и воспитания в этом и состоит. Сегодня патриотизм выступает не только как явление общественного сознания, но и как критерий нравственного прогресса человечества. Патриотизм —- это любовь к отечеству, ясное осознание своих обязанностей по отношению к нему и адекватное ихвыполнение. Настоящий патриотизм, как писал П.Я.Чаадаев, должен «не приспособляться все видеть в розовом свете», но включать критическое отношение к действительности, не сводясь, однако, к этому. Чаадаев писал: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее, я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной» (2, с.226). Образование и патриотическое воспитание Патриотическое воспитание молодежи должно осуществляться как цельный, учитывающий современные требования гуманизации, воспитательный процесс с использованием факторов и механизмов формирования духовности на основе приоритета общечеловеческих ценностей. За последние годы в ряде вузов введена дифференцированная работа по патриотическому воспитанию с учетом профиля факультетов. Так, на историческом факультете ряда университетов особый интерес студентов вызывают разнообразные проблемы исто­рии и современности. На филологических факультетах и факультетах журналистики студенты изучают патриотическую направленность СМИ. Студенты-юристы обстоятельно исследуют правовые проблемы общества. На естественных факультетах изучается опыт работ в чрезвычайных ситуациях. Указанные направления и формы воспитания, основанные на живом отклике на остро поставленные перед обществом проблемы, гражданской заинтересованности и ответственности за их решение, позволяют воспитывать у молодежи патриотические чувства. Обновление патриотического воспитания с позиций нового мышления, осознание приоритета общечеловеческих ценностей, демократизации и гуманизации жизни общества протекает сложно, неравномерно и противоречиво. Базой формирования патриотизма у будущих специалистов должно стать, прежде всего, развитие интеллигентности, профессиональной гордости, чести и достоинства. Для патриотического сознания молодежи на данном этапе характерно то, что набор включенных в историческую память событий носит не социально-культурный, а военно-политический характер. Сейчас существенно возрастает роль внутренней функции патриотического воспитания молодежи, от реализации которой в значительной степени зависит создание и развитие интеллектуально-профессионального потенциала общества, способного обеспечить вхождение страны в мировую цивилизацию. Акценты из государственно-силовых содержаний перенесены на возрождение и преображение русского многонационального историко-культурного цивилизованного организма. Общество постепенно приходит к осознанию того, что культура — не только производительная сила, несопоставимо более мощная, чем капитал и наука, но и главный фактор накопления. Национальная культура сохраняет «свои» сообщества и передает их черты следующим поколениям в окружающем нацию мире, еще полном зла и насилия, агрессии и войн, шовинизма и невежества, лжи и предательства, в мире борьбы за выживание. Насколько в современную культуру каждой нации включена общечеловеческая составляющая, ориентированная на будущее, настолько модернизированы ее производители и рынки, конкурентноспособна продукция ее от­раслей массового производства, процветают ее города и стабильна ее политическая структура. Таким образом, национальная культура всегда суверенна. А потому во многом производный от культуры патриотизм, как писал И.А.Ильин, есть не что иное, как осознание себя частицей целого народа, нации, из которого произрастает национальное самосознание особости, отличности от других, своего противопоставления другим и, следовательно, естественное право на свободное собственное сущест­вование, на защиту интересов своей нации от посягательств на сво­боду, на территорию. Поэтому патриотизм это естественное состояние жизнедеятельности любого народа, его имманентное свойство, приобретенное каждым на духовном уровне (3, с.34). Современные педагоги подчеркивают особенно тесную связь патриотического и гражданского воспитания. Осуществление патриотического образования основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса. К их числу относятся: обусловленность патриотического образования и воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями: координация взаимодействия образовательных учрежде­ний, семьи и общественных институтов в системе патриотического образования и воспитания; обусловленность содержания форм и ме­тодов, средств и приемов историческими традициями русского наро­да; зависимость содержания и методов патриотического образования и воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным принципом является интегративно-деятельностный подход, что предполагает, во-первых, соединение патриотического образования и воспитания с нравственными, трудовыми, эстетическими и др. началами, и, во-вторых, решение задач патриотического воспитания и образования на основе включения обучаемых в разнообразную по формам и содержанию деятельность. Патриотическое образование и воспитание сегодня должны осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе — использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента учащихся, что обусловлено процессами гуманизации системы образования. Итак, патриотическое образование и воспитание неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым, но обладает относительной самостоятельностью. Цель, задачи и содержание патриотического образования и воспитания в современных условиях определяются с учетом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в обществе. Практическая работа по воспитанию патриотизма, гражданственности у молодежи в процессе обучения осуществляется при соблюдении следующих условий: 1. Естественная реакция людей на происходящие события. Большая часть изучаемого материала позволяет акцентировать внимание на формирование патриотических качеств; уже одно значение естественного хода событий и естественной реакции на них может дать нужный эффект. Этим в какой-то мере снимается необходимость выбора наиболее ярких событий, позволяющих концентрированно решить поставленную задачу; 2. Объективный и всесторонний подход к изучению прошлого. При изучении истории отечества и истории литературы нельзя нарушать логику событий прошлой и настоящей жизни. Вне историческо­го развития, вне изучения конкретного периода времени воспитать правильный взгляд на события современности невозможно. Содержание воспитания современной гражданственности является отражением современной жизни. Научить анализировать современные события и делать правильные выводы — одна из основных задач патриотического образования и воспитания; 3. Осуществлять патриотическое образование и воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веры в конечную победу добра над злом. Отрицание должно быть конструктивным, стимулировать к активности, направленной на решение возникающих проблем и обеспечению прогрессивного развития страны. Важное условие успеха— активное участие в формировании идейно-нравственной гражданственной позиции самих обучаемых, организация самостоятельной работы. Работая с первоисточниками, с научной литературой, ученики сами формируют свою позицию по отношению к событиям и явлениям современной жизни. При изучении исторических событий, литературных произведений уделить особое внимание роли личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на героев, внутренний мир которых складывался в результате саморазвития и под влиянием внешних условий жизни в соответствии с национальными традициями, народными представлениями о добре и зле. Быть предельно честным в освещении фактов прошлого, а уважение ко всему предшествующему сделать