Молодежный гражданский марафон», г. Москва, Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Прутченков А.С.

Официальные сведения и контакты.

Официальное наименование программы.Программа «Школа гражданского общества» Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ). Программа реализуется с 1996 г. Организация имеет региональные отделения в Кировской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Ставропольском крае, республиках Мари-Эл, Удмуртия, в г. Санкт-Петербург. Подразделения организации функционируют в муниципальных образованиях, городах Владимирской, Саратовской, Самарской области, имеется Якутская общественная организация ДИМСИ.

Руководство программой. Директор: Никитина Любовь Евгеньевна - член Исполкома ДИМСИ, д.п.н., член Сою­за журналистов России; Зам. директора по связям со средствами массовой ин­формации: Нагаев Игорь Германович - член Исполкома ДИМСИ, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Детская ли­тература», Тетерский С.В. - координатор региональных подразделений программы, д.п.н., президент ДИМСИ, член Союза журналистов России и др. Расположение руководства, органов управления программой: г. Москва. Контакты. Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, к. 322. Адрес сайта в Интернете: www.dimsi.net, электронная почта: dimsi@dimsi.net.

 

Цели и содержание работы.

Цель программы - создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее России.

Молодежный гражданский марафон (МГМ) – это технология повышения гражданской активности жителей местного сообщества, прежде всего школьников, основанная на их индивидуальной (групповой) инициативе, ученическом самоуправлении, реальной социальной практике и личном участии в делах школы, детских общественных организаций, местного сообщества, на деловом сотрудничестве с муниципальными органами власти и т.д. Это комплексная программа гражданского воспитания детей школьного возраста, подготовка и проведение основных мероприятий которой рассчитаны на весь учебный год в масштабах образовательного учреждения, муниципального образования и субъекта РФ, а промежуточные (каникулярные) и итоговые (летние) программы – на межрегиональный (или Всероссийский) уровень.

Основные задачи марафона, стоящие перед отдельными участниками:

– освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений,

– знакомство с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне;

– изучение истории своего края, народа, страны для дальнейшего укрепления основ демократии и народовластия в России; – овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества.

Основные задачи марафона, стоящие перед образовательными учреждениями и общественными организациями:

– включение школьников в реальную работу по улучшению жизни местного сообщества;

– помощь учащимся в освоении технологии "портфолио" (папки личных достижений школьника), которая помогает сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и/или вида работы;

– апробация программ дополнительного образования с целью их дальнейшего внедрения в свою педагогическую практику;

– диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в свою работу.

Основные задачи марафона, стоящие перед муниципальными органами управления образованием:

– изучение воспитательного потенциала образовательных учреждений и детских общественных организаций;

– развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях и активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций;

– систематизация имеющегося опыта гражданского воспитания детей и создание информационного банка эффективных технологий гражданского воспитания молодежи;

– стимулирование деятельности педагогических коллективов, активно занимающихся гражданским воспитанием подрастающего поколения;

- установление отношений социального партнерства с представителями бизнеса и общественными организациями, действующими на территории муниципального образования.

Основные направления деятельности, реализуемые в программе. В содержание МГМ органично включаются три ведущих направления деятельности (подпрограммы):

а) «Ученическое самоуправление» – функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с другими органами школьного самоуправления и детскими общественными организациями;

б) «Детские общественные организации» – деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединений и т.п.;

в) «Центры гражданского самообразования» – создание и работа в образовательных учреждениях муниципалитета центров гражданского самообразования детей и молодежи в режиме сетевого взаимодействия. В каждом центре реализуется одна или две программы, основное содержание которых составляет гражданская тематика.

Организация и проведение мероприятий молодежного гражданского марафона строится на следующих основных принципах и положениях.

1. Инициативное участие образовательных учреждений и общественных организаций, которые могут выступать одновременно как в качестве центра гражданского самообразования детей и молодежи, работающего с учащимися всего муниципалитета (города, поселка и т.д.) по своей авторской программе, так и в качестве делегации, принимающей участие в программах других центров гражданского самообразования.

2. Возможность индивидуального инициативного участия в МГМ. Любой школьник вправе по своей личной инициативе принять участие в любом мероприятии МГМ в качестве активного участника (доклад на конференции, учеба в одном из центров гражданского самообразования и т.д.) при условии предварительной заявки, так и в качестве наблюдателя.

3. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и общественных организаций по четырем подпрограммам, которые реализуются одновременно на основе сети центров гражданского самообразования детей и молодежи, где в течение учебного года проводятся мероприятия, запланированные общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, детскими общественными организациями и т.д. И посещать эти центры в праве любой школьник, заранее оформивший заявку на участие в программе того или иного центра.

4. Общая циклограмма основных мероприятий, проводимых во время школьных каникул, заранее согласовываются со всеми регионами и проводятся, как правило, на межрегиональном уровне, то есть с приглашением делегаций школ, УДО и ДОО из различных регионов России, принимающих участие в гражданском марафоне.

5. Ежегодный межрегиональный (российский) финал каждого направления МГМ: 1 – «Ученическое самоуправление» – тематическая смена активистов ученического самоуправления, на уровне России смена «Лидер-2006»в ВДЦ «Орленок»; 2 – «Детские общественные организации», вопрос о мероприятии решается регионами; 3 – «Центры гражданского самообразования детей и молодежи», вопрос о мероприятии решается регионами. По технологии «Социальное проектирование» проводится финал в виде Всероссийской акции «Я – гражданин России» в ВДЦ «Орленок».

6. Общее итоговое мероприятие – Межрегиональный детский гражданский Форум «Верим в Россию. Строим Россию» проводится как конференция по итогам проведенного марафона и серия круглых столов по планированию и разработке социальных проектов на учебный год.