Гос. и рег программы.

В исследовании выявлены 2 основные области программирования и реализации социокультурной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания молодежи:

1) гражданско-правовое образование, социализация, экономическое и экологическое образование;

2) патриотическое воспитание, начальная военная и военно-спортивная подготовка, историческое образование, духовно-нравственное воспитание.

Программы, которые могут быть отнесены ко второй из данных областей, на практике оказываются в большей степени ориентированными на инкультурацию молодежи, тогда как программы из первой области – на социализацию.

Программы также распределяются по уровню организации и управления:

- программы учреждения (образовательного разных типов и видов, учреждения культуры, спорта и др.),

- муниципальные,

- региональные,

- межрегиональные,

- федеральные (общероссийские).

Отдельно следует отметить программы общественных объединений, в том числе детских и молодежных, которые, тем не менее, так или иначе, опираются на взаимодействие с образовательными учреждениями, государством на разных уровнях, местными органами власти.

По организационным особенностямвыделяются программы:

- сориентированные преимущественно на формирование своей структуры как основы для реализации поставленных целей, на ее развитие и продвижение в социуме (экстравертные),

- сориентированные преимущественно на деятельность в других структурах, на базе уже существующих социальных структур, с использованием их ресурсов (интравертные).

В другой классификации по данному признаку:

- унитарные (имеющий один управленческий центр),

- кустовые (имеющие ряд относительно самостоятельных центров,

- сетевые, действующие в рамках сложившейся сети управленческих центров.

По масштабам реализации программы подразделяются на:

- местные,

- региональные,

- межрегиональные,

- общефедеральные (общероссийские).

По адресным характеристикам выделяются программы:

– преимущественно детские (для воспитанников детского сада, учащихся начальной школы),

- преимущественно подростковые,

- преимущественно молодежные,

- направленные на учащуюся молодежь в целом или в учебных заведениях разного типа и уровня образования,

- разновозрастные,

- общегражданские (для любой категории населения),

- направленные на людей, находящихся в трудной жизненной ситуации,

- направленные на социальные группы, нуждающиеся в материальной помощи или психологической поддержке и т.п.

По типам проводимых мероприятий:

- массовые, ориентированные на точно неопределенный состав участников,

- профессиональные, ориентированные на специально подготовленную аудиторию,

- направленные на конкретную социальную или возрастную группу населения.

По составу организаторов и партнеров:

- государственные,

- общественные,

- государственно-общественные,

- международные.

Указанные классификации могут учитываться при проектировании новых программ, инициатив в целях более четкого определения структуры, необходимой и достаточной для достижения поставленной цели, решения задач конкретной программы.

Проведенное исследование показало, что имеющийся в российском обществе интеллектуальный, творческий потенциал граждан позволяет разрабатывать и осуществлять проекты и программы, направленные на гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи и любой другой категории населения. При этом социально значимые проекты, рождающиеся «снизу», нуждаются в большей организационной поддержке государства, научном и методическом обеспечении, «выводе» их к источникам информации и ресурсов. С другой стороны, программы, в которых среди организаторов ключевую роль играют государственные структуры, должны соответствовать реальным запросам общества, опираться на центры социальной инициативы. Эффективный алгоритм сочетания инициативности и управляемости процессами гражданского становления и патриотического воспитания молодежи предполагает исключение как искусственного характера программ (на самом деле не востребованных обществом), так и оторванности их от властных структур, что не позволяет в полной мере реализовать творческий потенциал и возможности участников.

Представленные ниже примеры программ разного масштаба и типа в этом смысле в целом сочетают как инициативу участников, так и эффективные механизмы взаимодействия с государством на разных уровнях. Это позволяет в большинстве случаев вести программу в течение длительного времени, вовлекать в нее новых участников. Как правило, задачи, сформулированные в программах, достигаются в конкретных группах и в принципе остаются актуальными для общества. Это позволяет говорить о перспективной возможности интеграции ряда программ в крупные системные проекты на уровне региона, федерального округа, страны в целом.