Определение культуры речи и ее аспекты
Причины возрождения культуры речи и культуры общения
Тема 1 . Основные понятия культуры речи.
Завершение выступления
Лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом.
Часто после выступления задаются вопросы, ответы на которые могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответы должны быть предельно краткими и лаконичными.
Если вопрос сформулирована неясно, переформулируйте его и вопросите вслух; если задан четко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем. недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!».
Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.
Культура речи как наука о языке может и должна помочь нам овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться от "сорных" слов.
Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее.
Причины:
-экономические (при проведении деловых переговоров),
-политические (политические дебаты),
-менеджмент (для успешной продажи продукта, маркетинг)
Культура речи:
- правильное владение речью,
-уместность (соответствие речи целям и задачам общения).
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения (уместность) и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Это те качества речи, которыеàязыка в его устной и письменной форме ( обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых и этических норм).
Культура речи имеет 3 аспекта: нормативный, коммуникативный, этикетный.
Нормативный аспект (нормы и правила) культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; созвони’мся, а не созво’нимся; заведующий кафедрой, а не кафедры).
Норма – традиция употребления языковых единиц.
Правило – регулярное употребление языковых единиц.
Коммуникативный аспект (уместность)культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.).
Этикетный аспекткультуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе. Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).