М. Горький.

А.И. Куприн

4.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.И. Куприна»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

4.2. Прочитать рассказ «Гранатовый браслет»

4.3.Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1) Почему рассказ о любви начинается с описания осеннего пейзажа?

2) Каково настроение в первой части рассказа? Подтвердите примерами из текста.

3) Что вы узнали о княгине Вере Николаевне (её заботах, привычках, привязанностях, близких людях и т.д.) в главах 1 и 2?

4) Проанализируйте эпизод встречи Веры Николаевны и Анны Николаевны (глава 3). Как раскрываются характеры обеих женщин в этом эпизоде? Проследите развитие обоих образов в последующем повествовании.

5) Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства и ассоциации вызвали у неё эти знаки внимания?

6) Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?

7) Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и её близкие? Почему?

8) Расскажите о фактах жизни, интересах, особенностях натуры Желткова. Что значил для него гранатовый браслет, который он подарил княгине Вере Николаевне?

9) Сопоставьте картины жизни, быта круга князей Шеиных и чиновника Желткова. Сопоставьте высшие ценности этих людей.

10) Кто из героев рассказа ведёт споры о сильной, бескорыстной любви? На чьей стороне симпатии автора? Почему? Правоту чьей позиции подтверждает история Желткова?

11) В чём смысл сцены посещения князем Василием и братом княгини квартиры Желткова? Как эта сцена способствует раскрытию сюжета повести?

12) Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное Вере Николаевне. Что вы можете сказать о его любви к княгине? Выделите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.

13) Что происходит с князем и княгиней Шеиными, когда они читают последнее письмо Желткова?

14) Как вы понимаете последнюю часть рассказа, в которой Вера Николаевне переживает смерть Желткова? Почему после смерти Желткова, прослушав Вторую сонату Бетховена, Вера Николаевна многое поняла, «почувствовала себя прощённой»?

 

5.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.Горького»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

5.2. Прочитать рассказ «Старуха Изергиль». Беседа с преподавателем.

5.3. Прочитать пьесу М. Горького «На дне». Беседа с преподавателем.

5.4. Устный зачёт по пьесе «На дне».

Вопросы к зачёту:

1. Охарактеризуйте хозяев ночлежки Василису и Костылева.

2. Перечитайте реплику Костылева: «Господь с тобой, живи знай в своё удовольствие… А я на тебя полтину накину, - маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдёт, в воздыхание грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот…»

На кого Костылев собирается «накинуть полтину»? Каким бы вы назвали этот поступок? Как вы понимаете первую фразу в реплике? Прокомментируйте вторую фразу в реплике. О чём говорит Костылев - добре или зле своего поступка? Обратите внимание на слово «жертва» в следующей фразе, в каком значении оно употребляется?

3. Принадлежат ли Костылев и Василиса к людям «дна»? Ответ обоснуйте.

4. Для кого из героев жизнь в основе своей уже в прошлом? Приведите примеры из текста.

5. Кто из героев свою жизнь соотносит с будущим? Приведите примеры из текста.

6. Охарактеризуйте образ Луки. Какую роль в создании образа Луки играют притча о праведной земле и рассказ о ворах, пойманных им на даче?

7. А.М. Горький говорил о пьесе «На дне»: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… кто ещё не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была правда, она лучше самой красивой лжи…». Разделяете ли вы эту точку зрения? Мотивируйте свой ответ.

8. Кто из героев пьесы предпринимает попытку ответить на этот вопрос? Приведите примеры.

9. Кто прав в споре о достоинстве человека и смысле жизни?

5.5. Письменно ответить на вопросы:

1) В чём смысл названия драмы М. Горького «На дне»?

2) Кто прав в споре о достоинстве человека и смысле жизни: Лука или Сатин?

5.6. Выполнить тест по пьесе М. Горького «На дне».

6. Русская литература конца XIX – начала XX века. Серебряный век русской поэзии.

6.1. Выполнить конспект (стр. 423 – 433 учебника)

6.2. Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору студента)

В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны», «Близким», «Кинжал», «Нам проба», К счастливым», «Довольным», «Ассарогадон», «Каменщик», «Работа».

К.Д. Бальмонт.Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» «Я вольный ветер…», «Ангелы опальные», «Я – изысканность русской медлительной речи...», «Я с ужасом теперь читаю сказки».

А. Белый. «В полях», « Воспоминание», «Пепел. Россия. Отчаянье», «Родина».