Ислам в России

Современные мусульманские проповедники утверждают, что самой древней религией проповедовавшей единобожие на территории нашей страны является ислам. Так как еще в середине седьмого века к халифату был присоединен Южный Дагестан. В 922 г. ислам принимают волжские булгары, предки нынешних казанских татар. Но все эти заявления не имеют основания так как: во-первых наше государство не Дагестан или Татарстан, а РОССИЯ; во-вторых и среди этих народностей продолжает сохраняться множество языческих обычаев противоречащих даже исламскому монотеизму; и в-третьих Православие становится государственной религией во всей России при Великом Князе Владимире в 988 году, а ислам только с середины ХIII в. господствующая, но не государственная религия Золотой Орды.

По приблизительным данным в России проживает около 14 млн. мусульман это, прежде всего татары (более 6,7 млн.), башкиры (около 1,5 млн.), дагестанцы (2 млн.), чеченцы (около 1 млн.). Эти цифры Мало достоверны, хотя бы потому, что не все татары обязательно исповедуют ислам. Среди них есть особая значительная по числу этническая группа — Крящены. Татары по национальности они приняли православие в XVII-XVIII вв. и считают себя самобытным народом. В самом Татарстане присутствует значительное число татар христиан. Кроме того, согласно последней переписи населения (проведенной на территории Российской Федерации еще в 1989 году, во времена Советского Союза), численность народов, традиционно исповедующих ислам, в России жило 11 миллионов 790 тысяч "мусульман по рождению".

В связи с появлением в начале 90-х годов ряда “горячих точек”, а также и с ухудшением экономического по­ложения на Северном Кавказе и Средней Азии усилился процесс миграции и эмиграции народов в основном в Россию. Множество из них постоянно проживают в Рос­сии, не имея российского гражданства (по некоторым данным их число достигает 2-х миллионов!).

Необходимо отметить, что мусульмане СНГ отличают­ся друг от друга не только национальной принадлежностью, но и историческими корнями. Некоторые народы приняли ис­лам еще при первых халифах (дагестанцы, азербайджанцы), некоторые позже на несколько столетий (татары, буряты и др.), а некоторые утвердились в исламе лишь к XVIII веку (большинство народностей Северного Кавказа).

С приобретением свободы в 1991 году, ислам на­чинает утверждаться повсеместно в России, в том числе и в тех местах, где ислам нико­гда и не занимал господствующих позиций.

Например, в 1992 году в г. Санкт-Петербурге состоялся международный форум (!) «Возрождение ислама Санкт-Петербурга». Общее число мусульман Санкт-Петербурга не превышает 80 тысяч человек, тогда как всего в городе святого Петра около пяти миллионов человек населения.

В том же 1992 году менее чем в 200 километрах от Нижнего Новгорода стал возводиться религиозно-культурный центр «Медина». В том же году по московскому радио стали транслироваться передачи под названием «Духовное наследие», состоящие из чтения Корана и хроники религиозной жизни.

Примеры эти даны для указания деятельности местных мусульманских организаций на территориях, не заселенных преимущественно населением с мусульманской культурой. И в прежних исторических исламских регионах России и Средней Азии мусульманская активность достигла своего пика приблизительно в 1994-95 году. С этого времени активность не ослабевает. К миссионерской работе подключаются все новые группы, растет число религиозных исламских учебных заведений (медресе). Особую роль при этом играют молодежные движения. Мусульманские молодежные лагеря, организованные мусульманскими орга­низациями, привлекают сотни юношей и девушек.

В Российской империи ислам не был государственной религией, но в некоторых областях являлся ею де-факто. В империи насчитывалось до 50 тысяч мечетей (из них в России - ок. 22 тыс., в Средней Азии ок. 12 тыс., в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве - ок. 15 тыс.). Еще в 1929 году на терри­тории СССР было 3700 мусульманских общин. К началу перестройки в 1985 году их осталось лишь 392.

За последнее десятилетие в России были возведены сотни мечетей. Растет исламское издательское дело. Печатается периодика, выходит всевозможная теологическая, историческая мусульманская литература, в основном, переводная - арабоязычных авторов - призванная пропагандировать ислам. Продается культовая атрибутика, исламская символика. Не в последнюю очередь это происходит за счет богатых жертвователей из стран арабского Востока, Турции и Ирана.

На 1 января 1996 года в России было зарегистрировано 2494 мусульманских религиозных объединения. Следует сразу же оговориться, что истинное их число намного больше, так как не все мусульманские организации имеют официальную религиозную регистрацию при существующей традиции создания небольших домашних или квартальных мечетей.

Структура Управление мусульманских общин состоит из имама (хазрата – настоятеля), его помощника — наиб-имам и казначея. Имам ответственен за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же — хранитель печати. При каждой мечети есть коллегиальное собрание, которое решает, кого назначить на ту или иную должность, какое имущество приобрести. Собрание избирает ревизионную комиссию из трех человек.

Центральное Духовное Управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). Образовано в 1789 г. Указом Императрицы Екатерины II как Оренбургское магометанское духовное собрание. В 1992 г. решением VI съезда мусульман России и европейских стран СНГ учреждено Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ. Резиденция Верховного муфтия находится в городе Уфе. Верховный муфтий — Талгат Таджуддин. Управление поддерживает постоянный контакт с Русской Православной Церковью. Устройство мусульманских общин ЦДУМа имеет подобие РПЦ. Подразделяется на ряд округов

В 1992 г создан Высший координационный центр духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР), в целях координации деятельности республиканских и региональных Духовных управлений мусульман, центров и других исламских организаций России и СНГ. ВКЦ ДУМ России на сегодняшний день объединяет Духовные управления: Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Ставрополья, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Адыгеи и Краснодарского края, Башкортостана, Поволжья, Чувашии, Коми, Крыма, стран Балтии, Украины, Белоруссии, Ульяновской, Оренбуржской областей и др. Высший Координационный Совет, состоящий из председателя, его заместителя и 13 членов.

В Российской империи и позднее в СССР существовало четыре крупных духовных управления мусульман: Европейской части и Сибири - с центром в Уфе; Северного Кавказа - с центром в Махачкале; Закавказья - с центром в Баку, Средней Азии и Казахстана - с центром в Ташкенте. Такое положение сохранялось до 90-х годов XX века. Неразбериха, борьба за власть, межличностные ссоры и усобицы раздробили умму мусульман, по данным Министерства юстиции России к 2000 году, на 60 самостоятельных центра управления мусульман.

Несмотря на провозглашаемую солидарность уммы, мусульманские руководители на деле порой защищают свои собственные прагматические цели. Например, военные действия в Чечне объявляются некоторыми лидерами чечен­ской оппозиции как джихад против неверных. При этом были выступления руководителей ингушской мусульманской общины против чеченских властей, так как ин­гуши считали, что чеченские стремления к независимости ущемляют их такие же стремления.

В 1996 году в Башкортостане по инициативе властей была прекращена деятельность исламской организации при одной из мечетей, созданная при непосредственном участии и руководстве со стороны иностранных мусульманских миссионеров. Власти заинтересовались тем, что организация, провозгласившая статус богословской школы, имела в своем академическом расписании преподавание рукопашного боя. Студенты для этой школы отбирались в основном из деревень и не имели достаточного образования.

Как правило, подобные формирования преследуют вполне определенные цели подготовки боевиков для решения силовыми методами политических вопросов в кризисное для существующих властей время. Небезызвестна порой весьма деструктивная политическая деятельность многих так называемых «народных фронтов» разных республик, возникших в юнце 80-х - начале 90-х годов, часто протекавшая под эгидой возвращения к исламу и к «историческим корням».

 


[1] Христианство, буддизм и ислам называются мировыми или универсальными религиями. Мировыми по распространенности и универсальными по характеру, который не ориентирован на какие-то конкретные национальные, социальные или профессиональные группы людей, но способен объединить их в своем религиозном культе.

[2] См. А. Массе. Ислам (очерк исто­рии). М„ 1982. С. 61.

[3] Зину М. Д. «С т о л п ы ислама и веры». Казань, 1994

[4] Цит. по: Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете. ж. Альфа и Омега №…. с.40

[5] буквально - прямой путь

[6] Преподобный Иоанн Дамаскин относил ислам к ереси сходной с арианством. Мы так же можем увидеть черты несторианства, докетизма.

[7] Гилкрист Д., Мухаммед и его книга. М. С. 251

[8] Так раньше называлась Медина “город дома пророка” — Мединат уль наби

[9] Энциклопедия "Знаков и символов", с.178-179.

[10] Так характеризует преподобный Иоанн Дамаскин ислам в своём главном труде "Источник знания".

[11] сейчас так называется у мусульман их счет времени и их эра существования.

[12] В. Ирвинг, 'Жизнь Магомета", Казань, репринт, без даты