Причины успеха новой религии и политическое ослабление ислама

В чем же причины успешных арабских завоеваний и их проповеди?

Миссионерское рвение. Завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. В халифате религия была слита с политической властью и играла ведущую роль. Халифы считали своим долгом присоединять к империи все новые земли, обращая при этом в мусульманство их население. Для ислама характерно фанатичное, религиозное рвение (джихад) и желание распространять свою религию. В Коране содержится много повелений мусульманам оружием привести весь мир к единому Богу.

Арабизация народов.В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен: в Месопотамии, Сирии, Палестине — исламизация практически свелась к арабизации. Местное население с помощью ислама было сравнительно легко ассимилировано и вскоре фактически стало арабским по языку, культуре и основным этническим признакам.

Экономические привилегии.Иначе обстояло дело с теми народами и районами, где арабов было немного:

Соблазнение подарками. Всякого рода подарки и подношения играли огромную роль в распространении ислама. Сам Мухаммед посылал подарки, дары, подношения и деньги тем немусульманам, которых считал друзьями и союзниками. в котором указывалось, что он сделает их царями, если те обратятся в ислам. Правители обратились и взяли себе арабские имена.

Другим поощрением было освобождение от джизийи. Установленным фактом является то, что сотни тысяч людей обратились в ислам, чтобы не платить религиозных налогов, которые налагались на немусульман.

Благоприятные условия в мире. Политические и религиозные кризисы во второй половине првого тысячелетия по Рождестве Христовом в Римской и Персидской империях. Непрекрощающиеся междоусобицы феодалов привели к фактам сотрудничества народов империй с мусульманами.

Слабое религиозное сопротивление. Во времена Мухаммеда и его непосредственных преемников, ослабли традицион­ные верования как среди арабов так и среди персов, христиане же были охваче­ны непрекращающимися ересями и расколами. Среди ересей выделялись монофизитство в Египте, несторианство в Сирии и донатизм в Северной Африке. Сектанты ненавидели друг друга и враждавали между собой, чем воспользовались мусульманские захватчики.

Сотрудничество с христианскими сектантами. В некоторых местах мусульманским войскам помогали христиане. В Египте и арабском мире завоевателей приняли как освободителей». Так в Египте монофизиты-копты приветствовали мусульман и помогали им. В то время православные византийцы преследовали египетских христиан за монофизитство. Поэтому египтяне считали мусульман не завоевателями, а освободителями.

Сотрудничество с иудеями. Неоценимой оказалась помощь мусульманам со стороны иудеев. Во-первых, именно иудеи приняли Мухаммеда и его преследуемых сторонников в Медине, когда тот бежал из Мекки. Мухаммед же, укрепив­шись в Медине, отблагодарил их тем, что уничтожил их племена. Так же и в Испании, Дамаске, Константинополе, балкан­ских странах и странах Центральной Европы помогали мусульма­нам завоевывать и оккупировать свои страны. Результат был тот же…

Итоги исламской экспансии.Принятие ислама завоеванными народами, в том числе и странами высокой и древней культуры (Египет, Иран), влекло за собой резкое изменение исторически складывавшихся культурных традиций. Исламизация сильно трансформировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата. В одних случаях это сопровождалось арабизацией (Египет, Месопотамия), в других нет (Дагестан, Иран), но повсюду то, что противоречило догматам ислама, не вписывалось в предписания, постепенно отходило на задний план либо вовсе забывалось. Ислам же во всех районах Арабского халифата выходил на передний план, и именно его нормы определяли дальнейшее направление развития культуры исламизированных народов. Нужно сказать, что многие местные обычаи завоёванных народов не противоречащие принципам ислама переоценивались и освящались с позиции ислама в форме местных обычаев (адатов).

Политическое ослабление ислама XVIII – XIX вв.Политическое могущество ислама достигло своего апогея в XV-XVII вв., когда турецкие Оттоманы, иранские Сефевиды и индийские Моголы правили огромными империями, простиравшимися от Северной Африки до Бенгалии.