Общая характеристика ислама

Определение религии. Ислам третья мировая, универсальная[1] религия возник в Аравии начале VII в.[2] Главная священная книга — Коран. Слово “ислам” означает — буквально предание себя Богу[3], или как его объясняет мусульманский теолог XI в. Ибн Касир, ислам — это “покорность”, а мусульманин — это человек полностью покорный воле Бога (Аллаха). Определение как “покорность” раскрывает внутреннюю, теологическую сущность ислама — учение о предопределенности всего, в том числе и зла, как сущностного, неотрывного атрибута мироздания.

Западноевропейские учёные признают ислам, как нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства. То есть ислам — это система, объемлющая все стороны и уровни жизни человека. Более конкретное определение дал известный французский исламовед Луи Массиньон[4], «Ислам — это эгалитарная светская теократия». Эгалитарная, потому что все мусульмане равны перед божественным законом. Светская, потому что в исламе нет церкви в нашем понимании, нет духовенства, как носителей, через посвящение, особой благодати. Теократия же в том смысле, что верховная власть в исламе принадлежит исключительно Богу, или точнее Его закону.

Французский исследователь Луи Гарде определил ислам как номократия, т.е. власть божествен­ного Закона. Для мусульман в лице его организатора Мухаммеда положен предел всякой возможности посредничества между Богом и чело­веком. Отныне все дано в Коране и его предписания изложены в шариате[5] — мусульманском законе применительно к каждой житейской ситуации.

Иное определение ислама дал в своем интервью газете «Вера – Эском» бывший мусульманский богослов казах по национальности Ак-Бекет: «ислам - скорее культура, чем религия». Ак-Бекет казах недавно принял Святое Крещение. Свой переход объясняет собственным духовным ростом.

Особенности религии ислама. Своеобразие этого культа заключается в двух чертах. Первая черта в том, что самостоятельной религией ислам назвать нельзя. Это скорее религиозный плагиат. Религиозные идеи заимствованы из некоторых еретических течений христианства[6], а так же: из иудаизма, зороастризма и, по мнению некоторых современных западных исследователей даже буддизма[7], которые удивительно переплелись с арабским язычеством. Сам пророк ислама Мухаммед считал, что он призван возродить веру отца верующих — Авраама. Именно возрождение веры среди своих соплеменников, а не создание нового учения было главной целью проповеди Мухаммеда.

Вторая черта — заключается в специфике миссии исламавооруженной, насильственной проповеди — джихад. Так после неудачных призывов среди соплеменников и бегства из Мекки в Ясриб[8] Мухаммед пришел к выводу, что насилие — лучшее средство для убеждения людей в “истине”. И сейчас последователи Мухаммеда считают меч лучшим средством для “проповеди веры”. За первые пятьдесят лет ислам распространился от Карфагена до Индии. Сейчас эта религия насчитывает 900 млн. последователей в 32 странах мира ислам считается государственной религией.

Исламское духовенство. В исламе нет священства. Ислам не признает никакого посредника между Богом и человеком. Муфтий (законодатель), имам (предводитель) или мулла (владыка) мусульманской общины (уммы) — это лишь предстоятели на молитве без каких бы то ни было харизматических посвящений или даров, им может быть любой мусульманин знающий Коран. При желании мусульманский лидер может оставить свои культовую деятельность и заняться светской.

Правда в шиитском (раскольничьем) течении ислама в общинах выделяются особые лидеры, но их харизма или духовность основывается на степени “родственности” к Мухаммеду.

Высшим “саном” в исламе является — муфтий тот, кто даёт разрешения (фетву) на различные действия всем членам мусульманской уммы. Фактически без разрешения муфтия мусульманин не в праве что-либо предпринимать.

Исламская символика. Символики в исламе нет. Но в представлении большинства современников ислам прочно ассоциируется как религия полумесяца. Причиной таких представлений служит распространившийся с XV века обычай устанавливать на куполах минаретов полумесяцы как символ побежденного Константинополя.

Полумесяц с древних времен был частью герба Византа, а потом его приемника Константинополя[9]. Об этом говорит и турецкий историк Джелал Эссад, сообщая, что султан Магомет II в 1453 году впервые добавил ЗВЕЗДУ к полумесяцу, бывшему символом древней Византии.

Исламские обряды.Один из основных обрядов обрезание мальчиков примерно в семилетнем возрасте. Обрезание было известно семитским племенам со времен Авраама их общего предка. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, взрослое состояние.

Другой важный обряд в жизни мусульманина — свадьба (никах). Молодых обычно благословляет один из служителей, который, совершает церемонию, чаще всего, читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина рождение ребенка, особенно сына.

Похороны — джаназа, также исполняются с участием служителей ислама, читающих заупокойные молитвы из Корана, чаще 36 сура. Погребение проходит сразу после смерти. Покойника омывают, заворачивают в саван с чтением Корана (иногда бегом) несут на место погребения, спеша до заката солнца. Погребают в специально устроенном склепе сидя, последнее время стали устанавливать надгробные плиты с выдержками из Корана.

Мусульманами особо почитается пятница, как день сотворения человека. Но Коран предписывает благочестивым мусульманам чтить также субботу и воскресение (Сура 2:65; 7:163; 25:47; 67:15; 75:1).

Праздники ислама. В исламе существуют и общественные праздники, связанные с разными событиями главные из них:

Ураза-байрам или Иду-аль-фитр, малый праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца шавваль после месячного поста в рамазан. Каждый из мусульман отчитывается за месяц поста: насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу и укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д.

Курбан-Байрам или Иду-аль-Курбан, великий праздник жертвоприношения проводится во время хаджа в Мекку, праздник приходится на 70-й день после окончания поста рамадана. В память исламской версии, что Измаил, а не Исаак, должен был быть принесен в жертву Богу Авраамом на горе Море.

День Ашура — 10 день мухаррама (март - апрель) первого месяца в году, празднуется в честь встречи Адама и Евы, а так же выхода Ноя из ковчега и память всех пророков. У шиитов, кроме того, в память гибели Хуссейна, внука Мухаммеда. Называется шахсей-вансей — день строгого поста и самобичевания.

Исламский календарь. Мусульманские государства живут по лунному календарю. Нечетные месяцы их календаря состоят из 30 дней, четные — из 29; двенадцать таких месяцев образуют лунный год (354 дня). Каждый третий год високосный (355 дней). Начало летоисчисления мусульмане ведут от 622 года по Рождестве Христовом, когда они были вынуждены спасаться бегством от преследования соплеменников. В 1979-1980 гг. мусульмане встретили XV век хиджры (бегства).