Миниатюра
МИНИАТЮРА(от фр. miniatur, лат. minium — киноварь). Ее происхождение восходит к древнеегипетским временам, когда писцы употребляли красную краску на папирусах. Живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Чаще всего это изображения портретные.
В Средние века в манускриптах монахи-художники выделяли киноварью или пурпуром заглавные буквы или первые строки, отсюда пошло выражение «писать с красной строки». Впоследствии миниатюрой стали называть произведение небольшого размера.
Возникнув как декоративная роспись страницы рукописной книги и первоначально подчиненная начертанию текста, миниатюра приобрела в разных странах к концу средневековой эпохи самостоятельное художественное значение, иллюстраторы расцвечивали — «иллюминировали» рукописи священных писаний христианской и буддистской религии (Библия, Псалтирь, молитвенники и свитки). Наряду с ними покрывались цветными сюжетными украшениями страницы летописей, исторических хроник, народного эпоса и светской поэзии.
В искусстве Дальнего и Ближнего Востока миниатюра имела давнюю и развитую традицию. В Китае, например, с VII до XVI века миниатюристы создавали на веерах, экранах и ширмах утонченные по стилистике живописные композиции, сюжетами которых были и образы буддистских божеств, и сцены из жизни знати, и философские диспуты, и прогулки красавиц.
Как в станковой живописи, так и в работах небольшого размера ценились пейзажи («горы — воды», «цветы — птицы»). Выполненные на шелке, они впоследствии наклеивались на твердую основу, из них сплетали альбомы.
Индийская миниатюра известна еще с XI века. Она украшала так называемую Гуджаратскую рукопись на пальмовых листах. В Индии существовало много живописных школ в этой области изобразительного искусства: бенгальская, непальская, раджпутская, могольская XII—XIX веков.
Предвосхищая в Европе появление станковой живописи, миниатюристы подробно и детально воплощали красоту земного мира.
В ранневизантийскую эпоху кроме книжной миниатюры, создавались мозаичные иконы, складни, расписные образки.
Среди большого числа предметов декоративно-прикладного характера можно выделить изделия, выполненные в технике лаковой росписи и имеющие давнюю традицию в Китае, Японии, Вьетнаме.
В России с конца XVII до XX века существовала интересная ветвью искусства: художественные промыслы в Федоскино, Палехе, Мстере, славящиеся расписными лаковыми изделиями.
Самостоятельную линию развития имеет миниатюрный портрет, отличающийся большим разнообразием и родственно связанный с эллинистической камеей и римскими медалями, запечатлявшими лица знаменитых людей. Особую популярность получили такие портреты в XVIII—XIX веках. Чаще всего они выполнялись в форме медальонов на округлых или овальных основах из кости, дерева или металла, использовалась, конечно, и бумага. Главное требование к таким изображениям — создание похожих и вместе с тем одухотворенных образов на память. Миниатюрные портреты предназначались для домашнего интимного обращения. Не случайно медальоны, внутри которых мог находиться портрет, носили на цепочке на шее. В то же время это были своеобразные «мини-галереи», или семейные альбомы.
Портретная миниатюра. Она обычно небольшого формата, не более 15—20 см, пишется гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергамену, слоновой кости, маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на золотой или другой металлической пластинке. Иногда миниатюрный живописный портрет вставляется в табакерки, часы, медальоны.
В России петровского времени приобретает небывалый расцвет портретная миниатюра на эмали. В первой трети и даже в середине столетия эмалевая миниатюра исполнялась чаще всего на золотой пластинке.
Эмаль, финифть (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.
Искусство эмали, особенно перегородчатой, называвшейся в Древней Руси финифтью, было известно еще древнему Киеву, расписные эмали были широко распространены в XVII в. Но эмалевый портрет появился в России только в начале XVIII в. В петровское время такой портрет имел определенное назначение — это был наградной царский знак. Например, медальоны с портретом Петра в оправе из бриллиантов.
Впоследствии миниатюрный портрет теряет свой «государственный пафос» и перестает быть наградным знаком. Во времена Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны это еще жалованный портрет императрицы, но со второй половины века он все чаще выступает как мемориальный знак, сувенир, передаваемый из поколения в поколение, приобретает камерный характер. Такие портреты (разумеется, уже не царских особ) делались для украшения ларцов, табакерок, шкатулок.