Хореографический образ.

Хореографический текст – составная часть и выразительное средство хореографической композиции.

Х.Т. - совокупность в определённой последовательности всех танцевальных движений и поз, образующих танец.

Х.Т. – является составной частью драматургии и развивается на протяжении всего номера от простого к сложному более яркому, выразительному.

Х.Т. – это средство, которым балетмейстеры пользуются для выражения содержания задуманного произведения. Х.Т. способен выразить мысли, чувства, переживания.

Х.Т. – складывается из элементов танцевального языка (хореографической лексики), которые в определённой последовательности и взаимосвязи образуют целостную систему. Х.Т. сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для танца, и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа героя. На одну и ту же музыку может быть сочинён разный Х.Т. Это зависит от творчества балетмейстера.

В состав Х.Т. входят: 1.Движения 4. Жесты

2. Позы 5. Мимика

3. Ракурсы

Танцевальное движение – это гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства.

Поза – устойчивое выразительное положение.

Ракурс – доворот исполнителя в позе на определённое количество градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпальман, анфас, профиль).

Жест – устойчивое положение или движения, несущее на себе образно-конкретную нагрузку. Одно из решающих образных действенных средств. Жест подчиняется развитию образа.

Мимика – это отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения.

 

 

При создании образа большую роль играет творческое воображение, фантазия, интуиция, мировоззрение художника.

Создание образа – процесс сугубо индивидуальный у каждого художника; общее в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни (прошлой или настоящей). Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, художник-балетмейстер вырабатывает своё суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы – создания хореографического произведения.

Балетмейстер в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальный материал.

В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочинённый хореографом, должен быть образным для определённого действующего лица. Балетмейстер должен найти наиболее подходящее «слово», наиболее подходящее хореографическое воплощение своей мысли. Именно через пластику, через танцевальный язык воспринимает зритель замысел балетмейстера.

Танцевальный текст, музыкальный материал, на котором он рождается, играют первостепенную роль.

Важны не только «слова», не только лексика, свойственная тому или иному персонажу, но и интонация его пластической речи. Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Всё это придаёт действующему лицу те или иные индивидуальные черты. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.

Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор его должен твёрдо знать, на основе какого национального танцевального языка будет поставлена хореографическая лексика данного действующего лица. Поэтому танцевальный текст, раскрывающий хореографический образ, должен создаваться балетмейстером исходя из основ народной хореографии, народного танца.

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ также не может создаваться без учёта этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией, и кульминация, и развязка.

Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед актёром ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. Выразительность показа имеет очень большое значение. Мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера.

Сценический образ – сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Балетмейстер использует для того и рисунок танца, и танцевальный язык – пластику человеческого тела, мимику и драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.

Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Обычный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Создавать хореографический образ – значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определённую идею. Танец, лишенный образности, сводиться к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Образное начало присуще простейшим бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и в изобразительных элементах.