Архаический период (или период великой греческой колонизации). 8-6 века до н.э.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Математика изучает формы и отношения, отвлекаясь от их содержания, все математические доказательства проводятся путем логического рассуждения. Но если теорема А выводится из теоремы В, а теорема В из теоремы С и т.д., то получается «бесконечное возвращение назад». Аналогичная ситуация возникает при попытке давать определения новым понятиям, основываясь на ранее введенных понятиях. Чтобы избежать такого «бесконечного возвращения назад», применяют аксиоматический метод.

Первой дошедшей до нас попыткой такого изложения математической дисциплины была книга Евклида «Начала». Аксиоматический метод можно рассматривать как метод построения теорий, как научный метод познания, как метод обучения математике.

Сущность аксиоматического метода. Метод установления истинности предложений заключается в следующем: некоторые предложения принимаются за исходные (их называют аксиомами), истинность же других предложений, не входящих в список аксиом (называемых теоремами), устанавливается с помощью логического доказательства, в котором (обычно неявно) использу­ются правила логического следования (вывода), гарантирующие истинность заключения при истинности посылок. Явное использование этих правил вывода (дедукции) превращает таким образом построенную математическую теорию в дедуктивную (аксиоматическую) систему.

В математике аксиоматический метод, как метод построения мате­матических теорий, дает возможность использовать его в качестве метода обучения, если в процессе обучения привлекать самих учащихся к построению «маленьких теорий», постепенно расширяющих изучаемую теорию, в которую они включаются.

Аксиоматический метод как метод обучения служит для систематизации знаний учащихся, выяснения того, «что из чего следует», для установления истинности предложений специфическим для математики способом, для вывода новых знаний из имеющихся.

 

Это период расцвета Греческой цивилизации. В истории человечества он не имеет аналогов; нет государств, которые бы такое продолжительное время (300 лет) так интенсивно развивались.

Античная цивилизация, едва зародившись, продемонстрировала пример развития очень быстрыми темпами.

Архаический – период это период быстрого развития. Но в то же время архаический период – время кризиса.

 

Предпосылки для роста и развития были созданы в тёмные века:

1. Сам факт формирования греческой цивилизации (расселение греков в данном регионе).

2. Переход к металлургии железа

3. Появление полисов.

 

Архаическое время – это время небывалой творческой активности греков. Каждый человек срамился стать лучшим в своём деле. Эта конкуренция внутригражданских коллективов явно шла на пользу общине и всей греческой цивилизации. В военном деле это выливается в появление очень своеобразной манеры ведения военных действий и тактики (достаточно эффективной. В ремесле это проявляется прежде всего в таком явлении как массовое серийно производство тех или иных изделий; но ремесленникам мало было наладить серийной производство – они украшали свои произведения, превращали продукцию в произведение искусства; разнообразие стилей огромно.

Греки очень много заимствуют у своих соседей. Например, они заимствуют в это время восточную архитектуру. Все типично греческие детали архитектуры имеют восточное происхождение. Причём греки учились не только у цивилизованных народов, но кое-что перенимали и у первобытных народов, например, у скифов. У скифов были заимствованы некоторые элементы в прикладном искусстве (ювелирные изделия). Заимствовали греки и денежную систему. Примеров можно приводить достаточно много.

Происходил рост городов, рост площади, который занимает город. За архаический период территория Афин выросла в 6 раз. Например, в 6м веке до н.э. в Афинах проживало 200 тыс. человек (самый большой город в Европе). Но уровень жизни большинства греков от этого не меняется. По идее, рост экономики должен был сказываться на благосостоянии людей. Но реально этого не происходит, потому что все изменения сопровождаются очень быстрым ростом численности населения. Растёт именно число людей свободны – количество граждан. Т.к. население росло, возникает проблема: полис должен был обесепечить каждого совершеннолетнего гражданина земельным участком. Это обязанность общины (а не родителей, семьи, родственников). Но в то время это было абсолютно невозможно, поскольку этой земли не существовало в природе – вся земля была уже разделена. С появлением каждого нового поколения увеличивается число свободных людей, не имеющих свои земельных участков, не имеющие собственности. Перенаселённость появляется уже в 8 веке до н.э.

Перенаселённость бывает двух типов:

- Абсолютная. Для свободных людей, имеющих права на землю, этой земли нет. Это наличие лишнего, избыточного количества людей.

- Относительная. Первоначально полис – сообщество людей равных формально. Но постепенно происходит имущественное расслоение. Часто знатные семьи владеют уже не одним, а несколькими земельными участками. Возникает ситуация, когда в общине есть люди безземельные, и есть люди, у которых много земли.

 

 

Кризис 8 века до н.э.

 

В итоге начинается кризис 8 века до н.э., кризис, вызванные перенаселённостью.

Если кризис существует, общество (тем более такое активное, как греческое) начинает искать выход. Он был найден быстро. Лишнее избыточное население необходимо было переместить в районы за пределы Греции, где были свободные пустующие земли. Безземельных граждан перевозят на свободное место, создают поселение и делят землю между ними. При этом связи между новым и старым поселением остаются. Фактически, жители нового полиса сохраняют гражданские права на равне с жителями старого полиса.

Метрополия – старое поселение, откуда переселяют людей.

Колония – новое поселение, куда переселили избыточное населения.

Колонии, постепенно увеличиваясь, превращались в совершенно самостоятельные полисы. В этих полиса опять возникала проблема перенаселённости. И тогда они тоже устраивали свои колонии.

Создание таких «филиалов» полиса – вариант очень позитивный, при этом развивается торговля, денежные отношения. Но возможен был вариант и другой (встречались реже в греческой истории, но были). Этот вариант – требование передела земли. Между богатыми и бедными семьями возникает вооруженный конфликт. Проигравшая сторона изгоняется из полиса… уходит и создаёт новое поселение. У этого нового поселения связей со старым полисом уже не будет, мало того, они буду враждовать.

Выход из кризиса был найден, им стала т.н. колонизация.

 

Великая колонизация проходила в 2 этапа:

1. Ионийская колонизация. Иония – это западное побережье Малой Азии (современной Турции). В 8м веке до н.э. этот район был почти не заселённый. Природные условия здесь были почти такие же, как в Греции. Иония была заселена очень быстро. Здесь возникает множество новых поселений. Достаточно быстро ионийские колонии быстро превращаются в самостоятельные полисы – т.н. Ионические полисы. Наиболее известные из ионических полисов: Пергам, Эфес, Смирна, Галикарнасс, Милет. Они развивались такими быстрыми темпами, что по населению стали превосходить полисы самой Греции. У ионических полисов вскоре появляются свои колонии и участвуют в колонизации уже как свободные независимые государства.

2. Этап средиземноморской колонизации (в основном, 6й век до н.э.). Создаются поселения во всём средиземноморском регионе (а также на Чёрном море). Наиболее активно Греки действовали в западном направлении – из Греции в западную часть Средиземного моря. Здесь и привлекал о. Сицилия. Сицилия с её очень плодородной землей, обширными пространствами и относительно небольшим коренным населением (в военном отношении почти ничего из себя не представлявшее). Греки это древнейшее коренное население Сицилии попросту уничтожили. Остров Сицилия стал полностью греческим. Здесь появляются крупные полисы, в том числе город Сиракузы. Далее в западном направлении греки пытались продвинуться, но наткнулись на конкуренцию. Конкруирующей стороной была Финикия. На запад дальше от Сицилии продвигаться было невозможно.

Тогда греки стали селиться в Италии. Но италийские племена им развернуться не давали (италийцы – это римляне). Поэтому как правило в Южной Италии Греки как правило покупали землю. Италийские племена были абсолютно равнодушны к мореплаванию, предпочитая селиться в глубинных районах Италии (а не на побережье). Тут у греков возникают такие города как Неаполь, Регий, Бари и т.д.

Были и единичные случаи появления греков на территории Франции. Например, полис Марсилия (современный Масель).

Другое направление колонизации – из Греции на север в черноморский регион. Греки этот регион знали достаточно давно (об этом свидетельствуют греческие мифы, например об аргонавтах). Греки знали путь в Чёрное море, знали систему черноморских проливов, знали особенности мореплавания в Чёрном море (Чёрное оно потому, что очень неспокойное, бурное). Уже в 6м веке до н.э. (а может и в 7м веке до н.э.) греки пересекали Чёрное море напрямую (летом), что было очень смело (как правило плавали вдоль берега). Добравшись до противоположного берега греки обнаружили чрезвычайно плодородное земли (территория южной Украины) при незначительном населении (причём ещё и кочевников). Были и минусы: это очень далеко от Греции, климат более жёсткий (зима длиннее и суровее). Греки основали на черноморском побережье большое количество колоний. Но колонии эти создавались некими группами (поскольку взаимоотношения с кочевникам были не очень хорошими, поэтому они старались защищаться вместе). Самая ранняя из колоний появляется в устье Днепра (и р.Днестра, поскольку впадают в море почти в одном месте) – она называется Ольвия. Вокруг этого полиса образуется ещё 2-3 десятка меньших по размеру поселений. В юго-западном Крыме главенствующим полисом является Херсонес. В восточном Крыму (район современной Керчи) также образуется десятка два полисов. На северном Кавказе (территория современного краснодарского края) также возникают поселения (Фанагория, Гермонасса).

Таким образом, два направления: западное и северное.

Таким образом, грека уже в 6м веке до н.э. удалось преодолеть кризис перенаселённости.

 

Поначалу в колонии люди переезжали неохотно. Но потом количество желающих выросло, поскольку размеры земельных участков в колониях были в разы больше, чем в метрополиях (например, в Афинах – 1, 2 гектара на семью, в Херсонесе – 30 гектаров).

 

К каким экономическим последствиям приводит великая греческая колонизация?

Раз появилось множество новых поселений, стала очень быстро развиваться торговля. Каждая новая колония – новый постоянно действующий морской маршрут.

Возникает экономическая специализация. Это система, при которой каждая территория специализируется на производстве отдельного вида продукции.

Колонии стали специализироваться на производстве сельскохозяйственной продукции. Они стали в огромных количествах поставлять в Грецию дешёвое и качественное зерно. Тот же черноморский регион становится главным поставщиком зерна в Афины. В самой Греции исчезла проблема с продовольствием. В самой Греции перестали выращивать пшеницу и начали выращивать более сложные технические культуры – виноград, оливковое дерево. Греция специализируется также на производстве ремесленных изделий.

Если в черноморском регионе у них не было особых конкурентов, то на западе была Финикия. Финикия – это провинция персидской державы (самое большое государство в древности – больше римской империи, больше империи Македонского, больше любого восточного гос-ва, больше китайской империи; создана в 8-7 веках до н.э.; создателями её были цари из династии Ахеменидов). Финикия в персидской державе получила особый статус. Персидские цари поняли, что эта территория принесёт им огромные доходы, если они не будут вмешиваться во внутренние дела городов, если они будут автономны. На треть доходы персидской державы формировались от дани с маленькой Финикии. Финикийцы специализировались на морской торговле, стали монополистами в восточной части Средиземного моря.

Греки столкнулись с финикийцами… и проиграли на рынке сильному конкуренту. Для того, чтобы как-то соответствовать стандартам торговли, которую вела Финикия, греки заимствуют с Востока денежную систему (впервые металлическую монету стали выпускать на территории Малой Азии в царстве Лидия). Лидийский стандарт на востоке получил очень широкое распространение. Но греки не могли использовать этот монеты стандарт. Дело в том, что существует два стандарта: золотой и серебряный. Греки не имели на своей территории и на территории колоний не имели запасов золота, поэтому не могли перейти на золотой стандарт.

Стандарт предусматривает какую-то иерархию монетных единиц. Главным в монетах был вес (поскольку они изготавливались из ценного металла). Самая крупная единица в греческое серебряном стандарте - это Талант (примерно 37 кг серебра). Из этого количества серебра изготавливалось как правило 6 тысяч монет. Серебряная монета называлась Драхма. Драхма – основная денежная единица. Но для повседневных расчётов (мелких покупок) изготавливали деньги из бронзы (и назывались оболами) или реже – из меди. Шесть бронзовых оболов равен одной драхме.

Первые деньги появляются около 650 года до н.э.. Начинается чеканка монет на о. Эгина. Первые греческие монеты не были похожи на современные деньги – они не были круглой формы, а чаще всего изготавливались в форме дельфинов или черепах. В редчайших случаях у греков были золотые деньги, но ими они предпочитали не пользоваться. Единственным центром, выпускающим золотую монету, был город Кизик (на побережье Мраморного моря на территории современной Турции), т.к. недалеко от Кизика были золотые рудники. Монета называлась соответственно Кизикин.

Постепенно воспринимая восточную денежную систему стали более конкурентноспособны, перенимали технологии и, в принципе, в 6м веке до н.э. потеснили феникийцев с некоторых рынков. Финикийцы пожаловались персидскому царю. Он завоевал ионийские греческие полисы. Иония оказалась под властью персидского царя (остальная Греция осталась независимой). Персидские стали проводить к ним такую же политику, как и по отношению к Финикии (не вмешивались во внутренние дела, но взимали крупные ежегодные налоги). Греков такая система абсолютно не устраивала. Здесь закладывается основа греко-персидских войн.

 

 

В 6м веке до н.э. греческое общество оказывается в состоянии нового кризиса. Это был кризис социально-политический, вызванный конфликтом внутри полисов, внутри общин. У конфликта две стороны: с одной стороны аристократия (общинная знать), с другой стороны – рядовые граждане (общинники; по-гречески - демос). Таким образом, это борьба между властью и народом.

 

 

Социально-политический кризис 6 века до н.э.

 

Сословие – большая группа людей, имеющих одинаковые права и обязанности.

Сословие – термин юридический, поэтому такие характеристики богатые/бедные неприменимы, важнее то, свободный или не свободный человек (важен объём прав, приобретённых естественных путём от рождения).

В древности все люди делились на три сословия:

1. Полноправные свободные (граждане, свободные общинники).

Три основных признака принадлежности к этому сословию:

· человек рождён от свободных родителей (т.е. родители принадлежали к этой же сословной группе);

· по достижении совершеннолетнего возраста он получает участок земли;

· он причастен к управлению общиной (тоже с момента совершеннолетия) Реализовывалось это право по-разному: для большинства это право реализуется только участием в народных собраниях, для некоторых это право реализовывалось заниманием общественных должностей – эти люди служат общине, согражданам, а не государству, поэтому им не полагается жалование, и они являются подотчётными народу.

Община покровительствовала свободному человеку: он был под защитой своего гражданского коллектива. Однако наличие этих прав предусматривает и наличие обязанностей (повинность всего одна – военная):

· Военная повинность. Военную повинность несли абсолютно все. Те же, кто по состоянию здоровья не могли нести повинность, ставили вместо себя другого (раба, например) за жалование. Была достаточно сложна. Человек должен был за свой счёт вооружиться, пройти соответствующую подготовку (как индивидуальную, так и в составе подразделения, в котором он будет вести военные действия). Боевое греческое построение – прямоугольник, который называется фаланга (вытянутое вдоль линии фронта прямоугольное построение). Длина фаланги могла быть различной в зависимости от рельефа. В первом ряду стояли знатные воины – молодые аристократы, которые были лучше подготовлены и вооружены (редко, но в первых рядах стояли и очень опытные воины из более низких слоев). Главное оружие – копьё.

Были отряды и лёгкой пехоты. Это тоже малоимущие. Их не брали в тяжёлую пехоту, поскольку у них не было доспехов. Лёгкая пехота – это лучники. Добычу из вражеских лагерей делили поровну.

Была и кавалерия (знать). Кавалерия у греков – вид войска вспомогательный. Рельеф местности был такой, что использовать колесницы в большом количестве было невозможно. Считалось, что 150-200 всадников достаточно для ведения войны. Они вели разведку, преследовали бегущего противника, иногда становились в ряды фаланги.

Был также и флот. Матросов набирали из малоимущих. Основная задача экипажа – гребля (в заливах парусами не пользовались).

Итог: чем человек богаче, тем он лучше вооружён и защищён.

2. Неполноправные свободные (не-граждане). Как правило это иностранцы, находящиеся на территории полиса (например, купцы). Отношения к ним было хорошим, они были под защитой общины. В более позднее время можно выделить ещё одну группу (появились в 5-4 веке до н.э.) – профессиональный воин-наёмник, который служит не у себя на родине (вернувшись на родину, он вновь станет полноправным свободным).

Большинство не-граждан занимались ремеслом. Когда полноправный свободный разорялся и терял землю, ему приходилось заниматься ремеслом. Ещё одно занятия для них – наёмный труд (строительство, гражданское мореплавание).

Эти люди в отличие от граждан платили имущественный налог. За это община гарантирует ему определённые права. У них нет права на землю, нет права участвовать в управлении, их защищают, но в очень небольшой степени. Но зато у них нет и обязанностей: на войну их не призывают. А налог это определённая плата за проживание (не хочешь платить – можешь уехать в другое место; но там платить придётся всё равно).

3. Рабы. Рабов в античной цивилизации было намного больше, чем на востоке. В основном это были рабы-иностранцы, либо захваченные во время войн. Греки часто целенаправленно покупали рабов. Греция, а затем Рим, были крупнейшими работорговыми цивилизациями. У рабов не было никаких прав. Законодательство определяло раба как вещь, принадлежащую хозяину. Хозяин с рабом, как с вещью, мог делать всё, что угодно. Но отношение к рабам был достаточно терпимым, поскольку он был очень выгоден. Экономическая целесообразность удерживала хозяев от жестокого обращения с рабами. Случаев освобождения рабов много: их как правило освобождали по завещанию. Если раб получал свободу, он становился неполноправным свободным.

Рабы делились на две неравные группы:

· Общинные рабы. Использовались при добыче полезных ископаемых (на рудниках), при строительстве тяжёлых оборонительных сооружений.

· Рабы частных лиц. Рабство существует даже в мелких хозяйствах. Даже у не очень состоятельных граждан было по одному-два раба. Но был одно правило: рабы не должны жить в городе.

 

Социальная мобильность между сословиями была возможна, но в очень экстраординарных обстоятельствах. Восхождение вверх по сословной лестнице было почти невозможно. Спуститься по ней было гораздо легче, тем более что существовало такое явление, как продажа в рабство за долги. Когда проценты (которые были достаточно высоки: ок. 18% годовых) уравнивались с величиной изначального долга, должник становился собственностью кредитора. Раба можно было выкупить в любое время (родственники в любое время могли его выкупить) – долговое рабство как правило не пожизненное, а временное. При этом существовал закон: продавать в долговое рабство людей нельзя было за пределы его полиса. Также выкупали военно-пленных. Община должна была выкупить (за счёт общественной казны) своих пленных граждан у победившего полиса.

 

Иосиф Флавий, знаменитый автор нескольких книг (две самые известные: «Иудейская война» и «Иудейские древности»), побывал во все сословиях (уже позднее, в Римской Империи). Иосиф родился в Иудее в знатной жреческой семье (полноправный свободный), когда эту территорию римляне стали завоёвывать, то он участвовал в сопротивлении, попал в плени и был продан в рабство римскому начальнику Веспасиану и выполнял у него функции переводчика, потом стал его секретарём. Когда Веспасиан стал императором, он наградил Иосифа свободой. После этого он получил чиновнюю должность в канцелярии римского императора, продвигался по карьерной лестнице, и впоследствии получил римское гражданство (стал снова полноправным свободным).

 

Кризис 6 века до н.э. произошёл в одном только сословии – в сословии полноправных свободных (граджан). Эта группа не была однородной, а состояла из более мелких групп. Верхушка этой сословной группы – аристократия (1-15% семей, входящих в общину); остальные – народ, рядовые общинники (демос).

Кризис заключался в конфликте между аристократией и народом. Во всех греческих полисах он начинается почти одновременно. Аристократы за несколько столетий полностью взяли под контроль управление (поэтому ранний тип полиса называют аристократическим). Каким образом они контролировали власть в полисе? Формально высшим органом власти оставалось народное собрание. Но оно было взято под контроль следующим образом. Создавались советы знати (ареопаг – совет старейшин; римский вариант – сенат), в который входили представили самых влиятельных аристократических семей, выходцев из демоса там не было (это даже верхушка знати). Это положение не было наследственным, но с другой стороны, если человек попадал в ареопаг, он попадал туда пожизненно. Ареопаг формально не имел никакой власти, но он определял перечень вопросов, которые будет обсуждать народное собрание. Народное собрание не обсуждало вопросы, которые не были определены ареопагом. Знать таким образом стала определять повестку дня народных собраний.

Ареопаг стал предлагать кандидатов на выборные должности. Неутвержд1нные ареопагом кандидатуры не попадают на голосование народу. Ареопаг стал выдвигать на выборные должности только аристократов, поэтому все общественные посты стали занимать одни аристократы.

Такая ситуация привела к нарушению одного из трёх прав гражданина полиса – права на управления.

Основа кризиса – стремление демоса (народа) вернуть себе право участвовать в управлении. Кроме того, накопились и другие претензии: народ мог требовать списания долгов, отмены долгового рабства, образования новых колоний, справедливого передела земли.

Среди демоса и аристократов были враждующие семьи, различные группы не были сплочены, поэтому демос не мог совершить переворот. Поэтому общество оказалось в кризисе – развитие остановилось. Было два пути:

1. Быстрый путь – диктатура (тирания). Такой правитель не признаёт законов и правит по произволу. Тираны, как правило, приходя к власти, выполняли требования народа, проводя необходимые преобразования. Тиранами на 99% становились аристократы. Различные аристократические группировки стремились привлечь на свою сторону народ. Тогда и появляется термин «демагогия» - увещевание народа. В обмен на обещания аристократы требовали либо поддержки, либо просто невмешательства народа. Наиболее опасна тирания была для аристократии (для народа она иногда даже приносила некие положительные плоды): тираны уничтожали своих кровных врагов, истребляли конкурентов, присваивая их имущество. В итоге: численность аристократии уменьшается, а где-то и вовсе исчезает.

2. Аристократии и народу становится понятно, что лучше другой путь, медленный путь – медленные реформы. Это происходит путём признанием аристократией права народа участвовать в управлении. Эти реформы могли проводиться не одно десятилетие. Эти реформы назывались цензовыми (ценз – состояние, положение). После проведения цензовых реформ в Греции достаточно быстро формируются две группы полисов: демократические полисы (самый известный – Афины) и олигархические полисы (олигархия – власть некоторых; т.е. власть богатых; самый известный олигархический полис Греции – Спарта или Рим).

 

 

Итак полисы были:

- Аристократические (везде в начале власть была аристократической)

В результате кризиса 6 века до н.э. появляется два новых типа полисов

- Демократические

- Олигархические

 

Рассмотрим на примерах Афин и Спарты демократический и олигархический полисы соответственно.

 

Афины.

Афины – полис очень древний, появившийся ещё в 11 веке до н.э. Причём на место Афин было ахейское поселение (название Афин тоже скорее всего ахейское, и богиня Афина тоже, скорее всего ахейское божество). Афины – полис очень большой. Изначально занимал самую большую территорию из греческих полисов, поэтому и население здесь всегда было весьма значительным. Территория традиционно делилась на 3 части: равнинные (сельские) районы, приморские районы и предгорье. Качество земли в этих районах было разным, поэтому уровень благосостояния тех, кто жил в сельском районе был выше, чем у тех, кто жил в предгорье. Уже хотя бы из-за этого (разного качества земли) была какая-то социальная напряжённость. И периодически афинские граждане требовали передела земли. Но афинская аристократия не принимала это во внимание, проблемы накапливались и в конечном итоге в 632 году до н.э. в Афинах в первый раз была предпринята попытка установить тиранию. На место единоличного правителя претендовал один из афинских аристократов Килон. Поэтому сами события 632 года назывались Килонова смута. Он ничем не отличался от всех других аристократов, кроме того, что за 8 лет до смуты одержал победу на олимпийских играх (Олимпия – один из полисов средней Греции; в 7 веке до н.э. олимпийские игры являлись уже общегреческим мероприятием, проводившимся раз в два года на пожертвование частных лиц). Килон победил в самом престижном соревновании – гонках на колесницах. Эта победа прославила его - при жизни ему установили бронзовую статую, он приобрёл огромную популярность среди простонародья. Однако его переворот оказался неудачным, поскольку поддержки народа не хватило. Он был изгнан из Афин и умер где-то на Сицилии. Его сторонники погибли в ходе вооружённых столкновений.

Афинская аристократия испугалась и поняла, что эти попытки будут происходить снова и снова. Поэтому афинская аристократия идёт на некоторые уступки народу. Первой такой уступкой было в 621 году до н.э. проведение законодательной реформы. Тогда в Афинах был впервые приняты письменные законы. Почему запись законов – важный момент в истории любого народа? Традиционно законы хранились и передавались из поколения в поколения старейшинами и аристократами. Но если закон существует в форме устного предания, то это даёт возможность судье закон вольно толковать в свою пользу или пользу той социальной группы, к которой он принадлежит. При записи законов прекращается произвол судей. Судья должен руководствовать текстом. Законы 621 года были разработаны одним из афинских аристократов по имени Драконт (отсюда выражение Драконовские законы, что значит суровые жёсткие законы). В этих законах впервые говорилось о том, что частная собственность афинских граждан священна и подлежит защите со стороны общины. Отныне всё судопроизводство было письменным: протоколы судебных заседаний, решения записывались и были доступны любому гражданину. Законодательно была запрещена кровная месть. Законы считались суровыми т.к. за кровную месть полагалась смертная казнь. Законы Драконта распространялись на всех независимо от принадлежности к какой-либо социальной группе.

Начались серьёзные реформы, которые длились несколько лет. Подготовил их и провёл известнейший политик Афинского государства Солон. Солон как и Дракон происходит из очень влиятельной аристократической семьи (реформы проводит аристократия т.к. боится установления тирании, которая их погубит). Реформы Солона начались со всем понятного и давно ожидаемого мероприятия как всеобщее списание долгов. По традиции того времени у дома должника устанавливался долговой камень, чтобы должник не мог брать долг у другого кредитора. Всеобщее списание долгов назвали «сбрасыванием камней». Камни торжественно утопили в море. К этому же мероприятию приурочили запрещение долгового рабства. Нельзя было никого продавать за долги, человек отвечал за всё только своим имуществом. Всех, кто на этот момент находился в долговом рабстве, освободили за счёт средств общины.

Главная реформа Солона – цензовая реформа. Ценз – имущественная категория (или группа) граждан. Смысл цензовой реформы заключался в том, чтобы разделить всех граждан на группы в зависимости от их богатства. В качестве единицы оценки имущества взяли не деньги, а всем понятную величину – один медимн (мера объёма зерна; 52.5 л). Для сравнения наёмный работник за один день неквалифицированной работы (если ему платили зерном) получал около одного литра зерна. Группы получились такие:

1. Самые богатые, чьё имущество оценивалось в 500 медимн и больше (пятьсот по-гречески пентакосио; отсюда этих людей стали называть «пентакосио медимно»). В эту группу попали все аристократы и даже те семьи, имущество которых составляло меньше 500 медимн. Но это ценз закрытый. Аристократом можно было толкьо родиться.

На момент проведения цензовой реформы Солона эта группа составляла 10% граждан

2. Богатые семьи, чьё имущество оценивалось от 300 до 500 медимнов. Эта группа получила название «всадники». Эта группа составляла всего 5% всех граждан. Короче говоря, это богатые, но не знатные, т.е. не принадлежащие к аристократии (у некоторых, принадлежащих к этой группе имущество могло быть 1000 или даже несколько тысяч медимнов). Они не могли попасть в закрытую группу пентакоисо медимно.

3. Средние собственники (зевгиты). Зевгиты владели имуществом от 200 до 300 медимнов. Эта самая большая группа, в него входило 70% граждан (т.е. средний слой в Афинах составлял 2/3 населения).

4. Малоимущие граждане (феты). К этой группе относились те, чьё имущество составляло меньше 200 медимнов. Как правило феты это те, чьё имущество очень близко к 200, но не переваливает за эту цифру. Составляли ок. 15% населения. После реформы это число сократилось – многие малоимущие стали зевгитами.

Группы всадников, зевгитов и фетов открыты, аристократия же – закрытая группа.

Раз в пять лет проводилась перепись населения. В ходе этой переписи составлялись списки.

Смысл реформы в том, что от ценза зависели права и обязанности граждан. Человек знал, к какому цензу он принадлежит, и отсюда знал, какие у него есть права,

Чем выше был ценз, тем больше у человека было прав и тем больше и больше обязанностей.

 

Обязанности цензов.

В первую очередь обязанности – это военная служба. Феты, которые были не способны приобрести вооружение за свой счёт законодательно теперь должны были служит в лёгкой пехоте и на экипажах военных кораблей. Зевгиты служили в тяжёлой пехоте. Зевгиты и афинская фаланга – это почти равнозначные вещи. К нии присоединялись молодые аристократы (молодой аристократ не мог претендовать на командную должность, если он не был простым солдатом несколько военных компаний). Всадники – это кавалерия. Но купить вооружение кавалериста всадники могли, но служить не хотели. Большинство их этих людей – достаточно крупные торговцы, как правило в возрасте. Поэтому вместо себя они использовали наёмников, которые служили вместо них за жалование (это разрешалось законом). Командных должностей на всех аристократов не хватало (было 10 стратегов, составляющих военную коллегию; во главе стоял стратег-автократор, избираемый коллегией ежегодно). Аристократы чаще всего за свой счёт строили один или несколько военных кораблей. Построенные за их счёт корабли они дарили общине, но корабли содержали сами (на свои деньги нанимали экипаж, содержали судно и пр.), и командовали этим судном.

У фетов и зевгитов кроме военной повинности никаких обязанностей больше не было.

Для всадников и аристократов же существовало ещё одна обязанность – литургия. Речь идёт о пожертвовании общине. Они должны были добровольно отдавать общине какую-то часть своего имущества. Тот, кто не несёт литургии, был очень презираем, игнорируем (но наказания не нёс). Литургия могла быть любого размера, от самой символической вплоть до завещания половины своего имущества общине. Формы литургии могли быть самые разнообразные: самое простое и распространённое – денежное пожертвование; кроме этого могли быть такие формы как организация общественных работа (можно было строить храм, здание или корабли за свой счёт – нанять работников и ежедневно оплачивать их труд); можно было за свой счёт организовать спортивные состязания (например, олимпийские игры) или театральные представления.

 

Права цензов.

У фетов не было практически никаких прав. Но община их всячески опекала – предоставляла возможности разбогатеть. Феты вынудены были участвовать в каких-то мероприятии иначе их бы объявили в нежелании работать.

В повседневную жизнь зевгитов никто не вмешивался, но они несли достаточно серьёзную военную повинность. Они могли участвовать в народных собраниях.

В высших цензах главным правом было право занимать должности. Это право часто связано с литургиями. В греческих общества очень ценилась такая черта как щедрость (щедрый человек – хороший человек, значит, он может хорошо руководить).

 

 

Цензовые реформы надолго сгладили противоречия в греческом обществе. Но возникло другое противоречие – зевгиты достаточно быстро осознали, что их больше всего – их 2/3. И у них возник вопрос: почему не они управляют, почему власть в руках аристократии. Поэтому позже они добились ещё одних реформ, проведённых с 509-507 гг. до н.э. Клисфеном. Это была реформа административно-территориальная. Реформа Клисфеном предусматривала разделение каждую часть (третью часть – триттию) на десять одинаковых равных по площади частей. Одна десятая триттии называлась фила. Теперь получалось, что 10 сельских фил, 10 горных и 10 приморских. Второй этап реформы – избирательная реформа. Теперь избирательной единицей становится группа из трёх фил – одной приморской, одной сельской и одной горной. Т.е. жителей этих фил смешали и объединили в одну группу. При выборах каждая фила имела один голос. В любой филе зевгитов было всё равно больше. Поэтому какой бы вопрос не обсуждался, он решался в пользу зевгитов из-за численного превосходства. Именно в момент реформы Клисфена появляется демократия – власть зевгитов, средних собственников, т.е. власть самой большого ценза. Правда, зевгиты всё же учитывали интересы других цензов, особенно аристократии. После этого полностью была изменена политическая система. Высшим органом власти стало народное собрание – собрание всех совершеннолетних граждан. Оно созывалось как правило 1 раз в два-три месяца. Присутствие на нём было обязательным. Человек, который не являлся на собрание, подвергался штрафу. Народное собрание решало вопросы внешней политики: объявление войны и заключение мира. Лишение гражданских прав или предоставлениеь гражданских прав иностранцу, утверждение смертных приговоров, вынесенных судами (народное собрание могло отменить приговор). Народное собрание выбирало всех должностных лиц. По истечению срока полномочий должностные лица отчитывались перед народным собранием, и последнее давало оценку.

Мерой борьбы с тиранией в реформе был остракизм – временное изгнание (был пятилетний и десятилетний). Эти меры могли применятся к любому гражданину. Для решения изгнания человека из полиса нужно было набрать 6 тыс. голосов. При этом его имущество не конфисковалось, он не считался преступником. Таким образом боролись с наиболее популярными политиками, которые потенциально могли установить тиранию.

Примечательно, что Клисфен, автор реформы, один из первых подвергся остракизму на 10 лет. Если же человек появлялся раньше положенного срока в полисе, его любой гражданин мог убить.

Нужна была и исполнительная власть. Её роль играл совет пятисот. Он выбирался народным собранием. Сначала по жребию определялось 500 человек. Их список заранее был известен, кто попал в число этих 500. Отказаться от участия в работе совета 500 было нельзя, но по настоянию других граждан его могли заменить на другого. Народное собрание голосовало за весь список сразу. Совет 500 переизбирался ежегодно. Работа в совете 500 не оплачивалась. Внутри себя совет делился на ведомства. В совет 500 попадало некоторое количество аристократов, которые фактически и руководили всей структурой.

Последний орган власти – коллегии. Первая из них – военная коллегия (10 военачальников). Вторая – архонты. Их было 50, они вели списки граждан и прводили переписи. Третья – судебная. В неё входили все судебные структуры, но эти структур было достаточно много.