Рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Подходы к формированию экономического механизма

Нужен новый подход к формированию экономического механизма рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия:

1. Следует осуществлять мониторинг цен и своевременно принимать меры по совершенствованию ценовых соотношений, сохраняя принцип формирования рыночной цены на основе спроса и предложения;

2. Целесообразное введение механизма гарантированных цен на закупки той сельскохозяйственной продукции, производство которой позволяет людям жить в сельской местности;

3. Сохранение системы надбавок ценам на отдельные виды продукции исходя из значимости конкретного вида продукции для хозяйств того или иного региона;

4. Необходимо также с учетом экономической выгоды для сельского хозяйства расширять практику компенсации товаропроизводителям стоимости основных видов материально-технических и других ресурсов;

5. Шире использовать договорные отношения, форвардные и фьючерсные контракты при закупках сельскохозяйственной продукции с определением уровня цен реализации и условий их изменения.

В настоящее время, на наш взгляд, необходим постепенный переход от кредитования аграрных предприятий как разовых разрозненных мер к кредитному обеспечению отрасли. При этом имеется в виду целостная система взаимосвязанных элементов, предусматривающая поступление кредитных ресурсов субъектам хозяйствования на рыночных условиях с учетом объективных особенностей отрасли. Кредитное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей важно формировать нВ рыночных принципах, но с элементами государственного регулирования как целостную систему кредитования агропромышленного производства. Она должна предусматривать следующее: налоги как составляющая финансов должны быть унифицированы для всех отраслей экономики, иначе не будет достигаться соблюдение одного из основных принципов налогообложения – равенство условий. Действующая в настоящее время в аграрном секторе налоговая система сводится к введению фиксированного сельскохозяйственного налога и рассчитана лишь до 2010г. Причем вследствие исключения из его состава взносов в Пенсионный фонд, которые составляли в нем 70%, изменились его экономическое содержание и размер, он утратил и без того сомнительную научную основу. Именно поэтому основным налогом для сельскохозяйственных предприятий должен быть земельный.

Структурная система аграрного страхования должна включать следующих участников:

- сельскохозяйственных производителей, которые будут получать страховые услуги;

- страховые организации, предоставляющие услуги сельскохозяйственным производителям;

- государственные учреждения, реализующие политику государства относительно страховой защиты сельскохозяйственных производителей;

- вспомогательные организации – профессиональные и общественные объединения, экспортно-правовые структуры.

Специфика сельскохозяйственного производства требует взвешенной государственной политики протекционизма.В большинстве стран с рыночной экономикой основной целью такой политики является:

- поддержка прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводства и стабильной экономической ситуации в отрасли;

- обеспечение продовольственной безопасности;

- надлежащих условий для конкурентоспособных товаропроизводителей в международном разделении труда;

- предотвращение отрицательных процессов миграции.

Прежде всего необходимо уточнить основные направления и приоритеты государственной поддержки, к которым относятся:

1. Производство продукции растениеводства и животноводства, обеспечивающих продовольственную безопасность государства, продуктов питания для детей и отдельных социально незащищенных слоев населения;

2. Воспроизводство ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий до уровня, который обеспечивает их конкурентоспособность, создание современной производственной инфраструктуры – мелиоративных систем, предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, систем связи, интеграционных и индивидуальных инвесторов;

3. Инновационное развитие отрасли – прежде всего селекции в растениеводстве и животноводстве, внедрение современных технологий, подготовку квалифицированных кадров для села, производство новых видов продукции расширение ее ассортимента, развитие образования и аграрной науки;

4. Развитие территорий и аграрного рынка, включающее: развитие на селе предприятий социальной инфраструктуры, создание условий для закрепления молодежи на селе, строительство транспортных коммуникаций, развитие инфраструктуры аграрного рынка.

Основными принципами разработки и финансового обеспечения программ должны стать:

1. Выбор главных направлений и приоритетов, разработка научно обоснованных и сбалансированных программ;

2. Целенаправленность, адресность, обусловленность и обязательная гарантированность в финансировании программ;

3. Концентрация ресурсов на стратегических направлениях;

4. Комплексный подход к выделению ресурсов в технологически соответствующем периоде и определенных объемах для реализации показателей программы;

5. Системность механизмов государственного финансового регулирования;

6. Равноправный доступ сельскохозяйственных производителей всех форм собственности, привлеченных к выполнению программы, к финансовым, кредитным, материально-техническим и другим ресурсам.

Таким образом, для эффективного использования бюджетных средств поддержку целевых программ следует осуществлять комплексно. Это предполагает бюджетное финансирование а пределах нескольких взаимосвязанных программ одновременно, поскольку отсутствие финансирования или недофинансирование одной из программ может привести к разрыву всей технологической цепочки и повлечь за собой невыполнение всей программы.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности агропромышленного производства является совершенствование экономического механизма АПК.Общепризнано, что земля, ее плодородие – один из главных ресурсов, незаменимый источник существования человечества, его благосостояния и доходов. Игнорирование стоимости земли и неведение ее в экономический оборот страны приводят к инвестиционной, кредитной и инновационной, кредитной и инновационной непривлекательности сельскохозяйственного производства. Поэтому аграрный сектор ежегодно теряет огромные финансовые ресурсы, необходимые для укрепления материально-технической базы производителей и социального обустройства жизни крестьян. По этой причине лишь около 20% созданной ими прибавочной стоимости остается в аграрной сфере, а 80% реализуется по разным схемам в других сферах экономики (в торговле, банках), хотя данное соотношение должно быть обратным: 80% в пользу тех, кто создал прибавочную стоимость, а 20% - другим. Это требует разработки новой модели экономического механизма в АПК.

Что касается совершенствования управления АПК, то здесь усилия властных структур и научных работников должны быть нацелены на:

1. Формирование системы управления сельскими территориями, приближенной к стандартам ЕС;

2. Развитие сети профессиональных и межпрофессиональных объединений с соответствующими полномочиями с целью защиты и сбалансирования интересов их основателей и освобождений органов исполнительной власти от несвойственных им функций;

3. Определение уполномоченного государственного органа по вопросам развития сельских территорий;

4. Направление деятельности органов исполнительной власти на совершенствование стратегического анализа, прогнозирования, мониторинга и осуществление контрольных функций.

Агропромышленное производство – слишком ресурсоемкая сфера национальной экономики Украины, где вместе с землей сосредоточена почти половина капитала государства. Однако, как известно, эффективность АПК лишь на треть обусловливается вложениями в технику и оборудование, а все остальное обеспечивается человеческим фактором. Отсутствие региональных программ развития сельских территорий привело к значительному ухудшению демографической ситуации на селе, причем вследствие экономического неблагополучия количество работающих в сельском хозяйстве за последние 4 года уменьшилось вдвое.

Следовательно, важное направление аграрной политики Украины – развитие сельских территорий.Ученные при этом исходят из того, что без развития сельских территорий благосостояние страны невозможно, ведь государство, в котором развивается только центр, обречено на бесперспективность своего существования. В настоящее время остро стоит проблема стремительной деградации сельской поселенческой сети, решение которой крайне актуально и неотложно. Усилия государства по возрождению сельских населенных пунктов, которых в Украине насчитывается 28,6 тыс., должны направляться на разработку и претворение в жизнь региональных программ социально-экономического развития сельских территорий.