Методы исследования развития икры рыб
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИКРЫ РЫБ
Лекция 11
Исследование развития икры рыб проводят многими способами, такими как исследование эмбриологии личинки на фиксированном материале (залитым в какую-либо среду), прижизненное исследование развитие икры (наблюдение под микроскопом изменений внешнего вида личинки и зародышевых структур, внутри оболочки) и т. д.
Зная закономерности влияния факторов среды, в частности температуры, на характер роста, эффективность использования запасных веществ желтка и динамику энергетических затрат в процессе развития рыб, на ранних этапах онтогенеза появляется возможность определения оптимальных значений факторов среды и регуляции развития, т. е. управления развитием и ростом. Это необходимо с целью получения особей не только в заранее планируемые сроки, но и с заданными морфофункциональными параметрами. Полученные значения позволяют достаточно четко определить наиболее оптимальные значения температур для этого вида.
Одним из видов исследования развития молоди рыб является эколого-морфологическое направление.
В этом аспекте были исследованы на последовательных стадиях развития форма тела, форма и функция плавников, пищеварительная и центральная нервная системы, ротовой и глоточный аппараты, органы зрения и органы боковой линии. При исследовании экологии рыб особое внимание обращали на места обитания, поведение и характер питания. Некоторые экологические особенности устанавливали на основании строения рыбы на данном этапе развития. Например, об отношении зародыша к кислороду судили по строению кровеносной системы и характеру его движения.
Исследование строения рыб на последовательных стадиях развития позволило установить ряд закономерностей. Было установлено, что переход с одного этапа развития на другой происходит скачкообразно и что размеры рыб на каждом этапе, хотя и варьируют в определенном диапазоне, постоянны для каждого вида.
Размеры молоди на каждом этапе могут варьироваться сильнее или слабее в зависимости от окружающих условий. При неблагоприятных условиях размах вариаций увеличивается и размер молоди на более позднем этапе развития может оказаться меньше размера ее на более раннем этапе. В одновозрастной популяции часть молоди, отставшая в развитии, переходит на следующий этап позже своих сверстников. Таким образом, в популяции возникает разнокачественность (разноэтапность), одновозрастная популяция оказывается состоящей из рыб, находящихся на разных этапах, т. е. в различных отношениях с окружающей средой, что позволяет виду полнее использовать все возможности водоема и тем самым увеличить его численность.
Характеристика нерестилищ. Нерестилища обнаруживаются путем непосредственного наблюдения за рыбами в процессе самого нереста или по наличию кладок икры и только что вылупившейся молоди данного вида. При их описании надо указывать, кроме места нереста (река, прибрежная ее часть, русло, полой и т. д.), его глубину, характер грунта, наличие или отсутствие течения, его скорость и направление, прозрачность воды, ее температуру, содержание кислорода и рН, а также степень загрязнения отходами промышленности, детергентами и т. д. — фактор, который в настоящее время нельзя не учитывать.
Скорость течения определяется с помощью вертушек Жестовского и Бурцева, а также измерителя потока типа «Балт». Если их нет — с помощью поплавка, изготовленного из любого плавучего материала. Определение скорости течения необходимо повторить 2-3 раза и затем вычислить ее среднюю величину. Направление течения определяют по направлению движения плывущих предметов.
Количество растворенного в воде кислорода определяется по Винклеру два раза в сутки один-два раза в неделю; рН следует определять одновременно с определением кислорода. Методики определения кислорода и величины рН можно найти в любом учебнике по гидрохимии, в частности в руководствах. Прозрачность воды определяется по диску Секки. Измерять температуру воды как на нерестилищах, так и при инкубации икры в лабораторных условиях необходимо не менее трех раз в сутки — в 6-7, 13—14, 18—19 часов. Для систематического наблюдения за изменениями температуры воды на нерестилищах рекомендуется использовать обычный метеорологический термограф с недельным заводом, заключенный в водонепроницаемый корпус.
Оплодотворение и развитие икры. Икру для изучения ее развития получают, собирая на нерестилищах, отсаживая производителей для естественного нереста или путем искусственного осеменения. Искусственное осеменение может быть произведено мокрым или сухим способом. При мокром способе к отцеженной в сосуд икре приливают воду, а затем молоки. При сухом способе к отцеженной в сосуд икре приливают молоки, тщательно их перемешивают перышком или насухо вытертым хвостом рыбы, а затем добавляют воду. Через 2—3 мин жидкость сливают и икру заливают свежей водой. Выбор того или иного способа осеменения зависит от видовых особенностей половых продуктов и условий, в которых производится осеменение. Например, для рыб с донной или клейкой икрой хорошие результаты дает сухой способ осеменения, а для рыб с пелагической икрой он менее пригоден, так как при осеменении этим способом повреждаются нежные оболочки их икры.
Для искусственного осеменения берут живых или недавно умерших рыб с текучими или с вытекающими при легком надавливании на брюхо половыми продуктами. При оплодотворении икры одной самки рекомендуется брать молоки от двух самцов для гарантии качества спермы. Перед осеменением тело производителей вытирают, чтобы удалить слизь и грязь. Выпускать икру и молоки следует так, чтобы они стекали в сосуд по хвосту рыбы. Если икра клейкая, ее несколько раз промывают свежей водой, если пелагическая, то всплывшие икринки переносят сеточкой в высокие сосуды со свежей водой. Клейкую икру при размешивании размазывают в один слой по дну кристаллизаторов, чашек Петри или других аналогичных сосудов. Слипшуюся в комки икру удаляют. Инкубацию икры следует проводить при температуре, близкой к естественной, не допуская нагревания и освещения прямым солнечным светом.
Правила фиксации и хранения материала. Выловленную молодь фиксируют на месте 5%-ным формалином. Количество фиксирующей жидкости должно быть больше объема молоди минимум в 4 раза. Банка для фиксации должна быть достаточно большой, чтобы молодь рыб свободно располагалась в фиксирующей жидкости. Через 12 часов 5%-ный формалин заменяется на 4%-ный, в котором молодь будет храниться в дальнейшем. Предварительно из проб выбирается грязь и растительность. На ранних этапах развития молодь лучше фиксировать формалином с поваренной солью (7 г соли на 1 л формалина). При такой фиксации хорошо сохраняется форма личинок. Предличинок или личинок помещают в маленькие пробирки, которые плотно затыкают ватной пробкой (предварительно вложив в них этикетку) и складывают пробкой вниз в большую банку с 4%-ным формалином. Для гистологической обработки материал фиксируется 10%-ным формалином.
Этикетирование. При сборе материала очень важно правильно его этикетировать. Сразу после фиксации в пробу кладется этикетка, написанная на кальке или плотной белой бумаге простым карандашом. Писать этикетки шариковой ручкой нельзя, так как паста для ручки быстро обесцвечивается. Этикетки, написанные заранее и высушенные, рекомендуется предварительно окунуть в спирт и только после того как они просохнут помещать в банку или пробирку с фиксированным материалом. В этикетке указывается: дата, место и время лова, температура воды, орудие лова.
Общие правила исследования развития молоди. Для детального исследования развития молоди, главным образом зародышевого периода, лучше всего получать материал путем искусственного осеменения, так как датированный материал в естественных условиях получить, как правило, невозможно.
Исследование развития следует проводить параллельно на фиксированном и живом материале, отмечая все изменения в строении и поведении, а также время до их наступления, прошедшее с момента осеменения, а после вылупления из оболочки также с момента вылупления.
При характеристике икры следует отмечать: ее форму, клейкость, цвет, прозрачность, диаметр ее в оболочке и без оболочки, величину перивителлинового пространства. При нахождении икры в природе — глубину, на которой была отложена икра, субстрат и характер ее расположения на субстрате, заиленность, стадию развития зародыша, которая определяется под микроскопом. Если оболочка икры непрозрачная, ее необходимо снять с помощью глазных пинцетов или препаровальных игл. Икру следует измерять как до, так и после фиксации.
Для характеристики строения молоди на различных этапах развития объекты подробно описываются и зарисовываются. Зарисовывать молодь можно как фиксированную в формалине, так и живую, обездвиживая ее слабым водным раствором уретана (примерно 0,5%), хлорэтоном, трикаинметансульфонатом или гидрохлорид-2-метил-4-винилоксихи-нолином. Желательно наряду с рисунком использовать макрофотографию, особенно для живого материала.
Окраска молоди. Для выявления на фиксированном материале некоторых особенностей строения молоди, в частности: границ миотомов, сгущений мезенхимы в плавниковой складке, закладок лучей и чешуи, формы и размера рта и т. д., применяется окраска водным раствором метиленовой сини. Для подкрашивания объекты опускают на несколько секунд в некрепкий раствор метиленовой сини, затем их переносят в чистую воду. Также можно поверхность тела личинок подкрашивать кисточкой, смоченной в растворе метиленовой сини. Концентрацию раствора и время окрашивания устанавливают опытным путем, так как для разных видов и для личинок разных возрастов они различны. Как правило, личинки на более поздних этапах развития окрашиваются дольше, чем на ранних. Объекты необходимо рассматривать под микроскопом сразу же после окрашивания, так как они быстро раскрашиваются, становятся равномерно голубыми и детали строения снова исчезают.
Для выявления окостенений осевого скелета, скелета плавников, челюстного аппарата и т. д. употребляют красный ализарин, который окрашивает костную ткань в красный цвет. В насыщенный в 96%-ном спирте раствор красного ализарина прибавляют по каплям ледяную уксусную кислоту до слабого запаха уксуса и изменения цвета раствора. На 1 часть этого раствора берут 9 частей 70%-ного спирта. Окрашиваемые объекты помещают на 24 часа в полученный раствор, затем их переносят в 96%-ный спирт до прекращения отдачи краски. Хранят в 75%-ном спирте или в 4%-ном формалине. Перед окрашиванием личинок, фиксированных формалином, не отмывают, крупные экземпляры споласкивают водой.
Анализ периодов развития молоди. На основании особенностей строения и поведения молоди рыб в их развитии до наступления половой зрелости выделены зародышевый, личиночный и мальковый периоды, каждый из которых состоит из ряда этапов.
Зародышевый период длится с момента оплодотворения до начала внешнего питания. Последние зародышевые этапы могут проходить, например, у карповых и окуневых, вне оболочки. Наблюдение за эмбриональным развитием, особенно на ранних этапах, нужно проводить на живом материале, при этом следует отмечать начало набухания икры, образование перивителлинового пространства, дробление, образование бластулы, обрастания бластодермой желточного мешка, начало сегментации тела, закладки органов (глаз, слуховых пузырьков и отолитов в них, хвостовой почки и т.д.), начало кровообращения и сердцебиения, его частоту, появление эритроцитов, возникновение протоплазматической моторики и движения зародыша, развитие желез вылупления и приклеивания, их расположение, стадию, на которой зародыш вылупился, и ко-исбание длины только что вылупившейся молоди. Частоту ударов сердца п число движений зародыш подсчитывают с секундомером в течение I мин. Подсчет повторяют не меньше трех раз и берут среднюю.
Личиночный период длится от начала внешнего питания до исчезновения личиночных признаков и начала развития чешуйного покрова, после чего молодь переходит на мальковый период, который длится до наступления половой зрелости. У некоторых видов бычков личиночный период развития фактически отсутствует, соответствующие этому периоду этапы проходят у них в оболочке икринки.
При описании развития молоди после вылупления на последних зародышевых и личиночных этапах развития следует отмечать: размеры молоди на каждом этапе развития, особенно при переходе с этапа на этап и длину тела, на некоторых этапах развития размеры личинок рыб могут служить одним из признаков для их определения); наличие или отсутствие органов приклеивания, их расположение; форму желточного мешка (грушевидная, сигарообразная, яйцевидная); наличие жировых капель, их количество (одна большая или много мелких); цвет желтка и жировых капель; количество туловищных и хвостовых миотомов; форму и ширину плавниковой складки; величину и расположение грудных плавников; расположение и величину закладки непарных плавников (в спинном, хвостовом и анальном отделах плавниковой складки сгущения мезенхимы внешне имеют вид уплотненных участков ткани); развитие лучей в непарных и парных плавниках; количество лучей в спинном и анальном плавниках; закладку и раз-иитие брюшных плавников; наполнение плавательного пузыря воздухом; пигментацию глаз и тела (количество, расположение и форма пигментных клеток используются как признак при определении личинок); форму, размер и положение рта; развитие челюстных зубов; для карповых — развитие жерновка и глоточных зубов, их число, расположение и форма; величину жаберной крышки (закрывает или нет жаберные дужки); появление жаберных лепестков и жаберных тычинок; образование перегородок в обонятельных ямках; начало развития желудка и петель кишечника; начало закладки чешуи.
После перехода на мальковый период развития у молоди следует отмечать форму плавников, их расположение, число лучей в непарных плавниках, развитие чешуи, развитие клапана в обонятельных ямках, замыкание канала боковой линии, развитие желудка и петель кишечника, строение челюстных и глоточных зубов; число, величину и форму жаберных тычинок; форму, размер и положение рта.
Для понимания морфоэкологических особенностей отдельных видов рыб на зародышевых и ранних личиночных этапах большое значение имеет строение кровеносной системы, так как на этих этапах она несет функцию органа дыхания и в связи с этим имеет специфические морфологические особенности. Изучать строение кровеносной системы можно только на живом материале. При исследовании следует отмечать, кроме начала сердцебиения, строение и развитие сосудистой системы желточного мешка, сеть кровеносных сосудов в плавниковой складке, особенно в дорсальном и анальном ее отделах, развитие туловищных сегментальных сосудов, жаберных сосудов, псевдобранхии и т. д.
Длина молоди и пропорции ее тела. Измерять можно живой или фиксированный в формалине материал. Необходимо указывать, измерялась живая или фиксированная молодь, так как при фиксации формалином размер молоди уменьшается, причем на ранних этапах он уменьшается сильнее, чем на более поздних. Измерять фиксированную молодь следует не раньше, чем через сутки после фиксации, так как уменьшение ее размера происходит в течение первых суток. Молодь длиной до 18 мм измеряется при помощи окуляр-микрометра с точностью до 0,1 мм; свыше 18 мм — кронциркулем под бинокуляром; более крупная молодь (свыше 30 мм) — штанген-циркулем.
Чтобы проследить изменения пропорций тела в течение развития и установить границы этапов, на которых происходят эти изменения, подбирается по длине последовательный ряд молоди: до 10 мм длиной — с интервалом 0,1-0,2 мм, от 10 до 20 мм длины — с интервалом 0,25-0,5 мм, от 20 до 30 мм длины — с интервалом 0,5—1,0 мм. При небольшой вариабельности пропорций тела на каждом этапе развития и четко видных изменениях пропорций тела при переходе с этапа на этап можно ограничиться измерением одного экземпляра каждого размера. При значительной вариабельности следует брать по 5-10 экз. каждого размера в зависимости от количества материала и размаха вариабельности.
Длительность этапов развития в лабораторных условиях устанавливается прямым наблюдением. В естественных условиях вычисляется по времени, прошедшему от появления в уловах первых экземпляров молоди на данном этапе до появления их на последующем и до появления-1 массового количества молоди на данном и последующем этапах. Для этого необходимы ежедневные ловы молоди, желательно на одних и тех же местах. Длительность периодов развития устанавливается аналогично длительности этапов.
В естественных условиях устанавливается также время, в течение которого в водоеме встречается молодь на каждом этапе развития, и разнокачественность одновременно встречающейся в водоеме молоди — раз-ноэтапность и разноразмерность.
Скорость роста. Для установления скорости роста молоди и колебаний ее размеров на каждом этапе необходимо промерять, если в пробе меньше 50 экз., — всю пробу, если больше — 50 экз. При разведении в искусственных условиях, поскольку материал обычно бывает более однородным, для измерения при ежедневной фиксации можно брать 10-20 экз. в зависимости от количества материала и его однородности. Для установления весового роста молодь взвешивается на весах. На ранних личиночных этапах взвешивается одновременно по 10—20 экз. одного размера, а затем вычисляется средний вес для данного размера.
Поведение молоди. При наблюдении за молодью следует отмечать: поведение ее после вылупления (подвешивается к растениям, лежит на дне, прячется под камни, делает «свечи» и т. д.), места ее обитания и поведение на различных этапах развития, — реакцию на свет, течение, тактильные раздражения, колебания воды, стук по стенке сосуда. Для проходных и полупроходных рыб — начало ската, размеры молоди, этап, на котором она скатывается, поведение во время ската, образование стай.
Исследования питания молоди. Для определения питания личинок рыб их вскрывают под микроскопом с помощью препаровальных игл, выделяют кишечный тракт, который также вскрывают. Пищевые организмы определяют, по возможности, до вида, подсчитывают число экземпляров каждого вида и с помощью окуляр-микрометра измеряют их размер. Измерение пищевых организмов необходимо для определения предельного размера пищи, которую способна захватывать личинка того или иного этапа развития. Кроме того, размер пищевых организмов необходим для того, чтобы рассчитать вес пищевого комка.
Для установления характера питания рекомендуется вскрыть не менее 20—25 личинок каждого этапа. У небольших личинок пищевые организмы подсчитывают во всем пищевом комке, с ростом личинок можно анализировать 1/2 или 1/4 его часть. Для облегчения определения остатков организмов в пище и установления избирательной способности молоди раз в пятидневку на местах ее лова берутся пробы планктона. В пробу планктона прибавляют на глаз 40%-ный формалин.
При анализе питания молоди следует отмечать начало активного питания, кормовые объекты на всех этапах развития, их видовой и количественный состав, абсолютный и относительный размер, индексы потребления.
Вопросы для самоконтроля
1. Опишите основные правила фиксации и хранения материала.
2. Какие существуют общие правила исследования развития молоди рыб?
3. Какую роль играет окраска молоди рыб для исследования этапов развития?
4. Какие периоды развития молоди рыб вы знаете? Чем они отличаются?
5. Опишите основные характеристики каждого периода.
6. Охарактеризуйте длительность этапов развития молоди рыб. Какие основные характеристики используются для деления на этапы?
7. Какими способами можно исследовать и оценить питание молоди рыб?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1.Калайда, М.Л. Общая гистология и эмбриология рыб / М.Л. Калайда, М.В. Нигметзянова, С.Д. Борисова // - Проспект науки. Санкт- Петербург. - 2011. - 142 с.
2. Козлов, Н.А. Общая гистология / Н.А. Козлов // - Санкт- Петербург- Москва- Краснодар. «Лань». - 2004 г.
3. Константинов, В.М.Сравнительная анатомия позвоночных животных / В.М. Константинов, С.П. Шаталова //Издательство: "Академия", Москва. 2005. 304 с.
4. Павлов, Д.А. Морфологическая изменчивость в раннем онтогенезе костистых рыб / Д.А. Павлов // М.: ГЕОС, 2007. 262 с.
Дополнительная
1. Афанасьев, Ю.И. Гистология / Ю.И. Афанасьев [и др.] // - М.. “Медицина”. 2001 г.
2.Быков, В.Л. Цитология и общая гистология / В.Л. Быков // - СПб.: “Сотис”. 2000 г.
3.Александровская, О.В. Цитология, гистология, эмбриология / О.В. Александровская [и др.] // - М. 1987 г.