Питания

Раздельное питание — это отдельная, несмешиваемая еда раз­ных по химическому составу продуктов, иными словами, это употребление некоторых продуктов в разные приемы пищи и через определенные промежутки времени. Особым вариантом раздель­ного питания является потребление разных групп продуктов (мясных, молочных, овощных и др.) в разные дни. Раздельное питание основано на представлениях о совместимых и несовместимых продуктах и вредности для здоровья употребления сочетаний некоторых продуктов. Понятие о несовместимости продук­тов, в свою очередь, основано на представлениях об особенностях пе­реваривания в пищевом канале разных продуктов и о неблагоприят­ном влиянии на пищеварение и здоровье человека смешанной пищи. Значение придается и тому, что изделия и блюда из разных продуктов способствуют перееданию. Истоки этих представлений восходят к Древнему Египту, Греции, Риму и средневековой эпохе.

В трактатах индо-тибетской медицины «Чжуд-Ши» (VIII в.) и «Вайдурья-Онбо» (XVII в.) не рекомендуется совместное употребле­ние молока с рыбой или ягодами, рыбы и яиц, меда с растительным маслом, простокваши с горохом, вином или медом, жареного мяса с грибами или горохом, масла и холодной воды и т. д. Однако в них указано на то, что люди молодые и с неиспорченным желудком могут без вреда есть подобные пищевые сочетания. Кроме того, любой человек, употребляющий пищу и питье в меру, может по­степенно привыкнуть к любому питанию. Отметим, что, в отличие от существующих в настоящее время методов раздельного питания, в ти­бетской медицине рекомендуется пить воду в начале, в середине и в конце еды.

В капитальном труде Авиценны (Абу Али Ибн Сина) «Канон вра­чебной науки», написанном в XI в., сказано, что при употреблении раз­нообразной пищи человек съедает больше, чем когда питается одно­образной. Следовательно, у него больше риск съесть лишнее и стать тучным. Авиценна указывал на нежелательность одновременного упо­требления медленно и быстро перевариваемой пищи, а также на не­совместимость некоторых продуктов, например, кислого молока с редь­кой или мясом птиц, молока с рыбой и т. д.

В сочинении Мухаммада Садык-и-Кашгари «Кодекс приличий на Востоке» (XVI в.) определен порядок употребления некоторых видов пищи: вареное мясо нельзя мешать с жареным, сушеное или вяленое — со свежим, нельзя есть одно за другим два горячительных, возбужда­ющих кушанья, равно как и два прохладительных, два мягких и не­жных, два твердых и грубых, два продукта, которые действуют за-крепляюще, и два, действующих послабляюще.

В начале XIV в. итальянский врач Арнольд из Виллановы напи­сал в стихах знаменитый «Салернский кодекс здоровья», в котором была такая рекомендация: «Съешь после рыбы орех, сыр бери после мяса». Обратим также внимание на такое его важное высказывание: «Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету. В случае крайнем диету лишь только менять допустимо».

В средневековой Европе некоторые медики рекомендовали раз­дельное по дням питание. Учтем, что в этот период кровопускание и очистка желудка и кишечника были основными лечебными средства­ми почти при всех болезнях, а возникновение такого инфекционного заболевания, как проказа, связывали с неправильным сочетанием про­дуктов. Раздельное по дням питание нашло свое отражение в утопическом романе итальянского философа Д. Д. Кампанеллы «Город Солнца» (1602). В этой книге описана идеальная республика, где нет частной собственности и жизнь построена на основе естественных законов при­роды. Жители города Солнца «питаются согласно требованиям меди­цины. Пища непрерывно меняется трижды: один день они едят мясо, другой —рыбу, третий — овощи, а затем возвращаются снова к мясу, дабы не отягощаться и не изнуряться». В отличие от современных любите­лей делить продукты на «вредные» и «полезные», жители города Солн­ца считали, что «ничего из того, что создано Богом, не является вред­ным, если только не употребляется в неумеренном количестве». Поэтому жители идеальной страны ели плоды и овощи, мясо, рыбу, хлеб, масло, мед и пряности, пили молоко, соки и вино. Но обжорство и пьянство считались позором. Таким образом, раздельное питание, по Кампанелле, означало не употребление одного продукта в течение дня, а только его преобладание в рационе.

Новый интерес к совместимым и несовместимым пищевым про­дуктам возник в конце XIX—начале XX в., особенно в связи с увлече­нием вегетарианским питанием и сыроедением. Появились новые ре­комендации по сочетаниям продуктов во время приема пищи. Например, в книге Н. В. Тарасова и Т. И. Бохановской «Сырая пища и ее приготовление» (1931) предложена следующая «согласуемость сы­рой пищи». Подходящие сочетания продуктов:

Ягоды — с молоком и кисломолочными напитками. Фрукты — с орехами, зерновыми продуктами, молоком, сливками, кис­ломолочными напитками, сметаной. Фрукты сладкие — с фруктами кислыми.

Лиственные овощи — с орехами, корнеплодами (морковь, свекла, редис и др.), кислыми ягодами, молоком, сливками, кисломолочными напитка­ми, сметаной, яйцами. Корнеплоды — с орехами, молоком. Зерновые продукты — с корнеплодами, молоком.

Неподходящие сочетания продуктов

Лиственные овощи — со сладкими фруктами, зерновыми продуктами. Орехи — с молоком.

Растительные масла — с животными жирами.

Молоко — с орехами, яйцами, сыром, коровьим маслом, после фруктов. Зерновые продукты — с лиственными овощами. Белки растительные — с белками животными. Напитки - с едой.

Отметим противоречивость рекомендации Н. В. Тарасова и Т. И. Бохановской: растительные и животные белки отнесены к «не­подходящим сочетаниям», но молочные продукты (источники живот­ного белка) можно сочетать с большинством растительных продуктов, а яйца и молочные продукты — с лиственными овощами. С другой сто­роны, В. В. Похлебкин (1980) считал не совместимыми с молоком все надземные овощи (салат, капуста, томаты и др.), а совместимыми с молоком вареные корнеплоды — картофель, брюкву, морковь и др.

Нерекомендовавшееся в средневековье Авиценной и индо-тибетской медициной сочетание рыбы и молока противоречит давним традици­ям финской и эстонской кухни, где привычны блюда из этих продук­тов, например, молочно-рыбный суп.

Примеров противоречивых указаний о раздельном употреблении тех или иных продуктов множество. В основе их лежит несовершен­ство уровня исследований, неверная трактовка наблюдений в связи с недостатком научных знаний. Это относится не только к средневеко­вой эпохе, но и к сравнительно недавним временам. С позиций современной медицины, неблагоприятные эффекты различных сочетаний продуктов зависят не от сочетаний как таковых, а от переносимости конкретного продукта конкретным человеком.

Особое место в раздельном питании занимают теории и практи­ческие рекомендации, выдвинутые в первой половине XX в. в США У. Г. Хеем и Г. Шелтоном. Этих авторов можно считать основополож­никами действующих в настоящее время подходов к раздельному пи­танию, хотя их рекомендации во многом не совпадают.

Увлечение раздельным питанием в ряде стран, в том числе в Рос­сии, а также внедрение его основных положений в другие виды нетра­диционного питания связаны с указанными именами, особенно с Г. Шелтоном. Нельзя не упомянуть еще одно имя — Кацудзо Ниши, японца, раз­работавшего в 1930-х годах «Систему здоровья Ниши». Среди различ­ных направлений этой системы нашлось место и раздельному пита­нию. Так, К.Ниши рекомендовал есть пищу, включающую немногие виды продуктов, например, только морковь или только яблоки. Цель такого питания — не осложнять пищеварение и не стимулировать ап­петит, что ведет к перееданию. Согласно Ниши, нельзя употреблять вместе с белками — мясом, рыбой, молоком, орехами. Они допустимы только с зерновыми продуктами. В овощные салаты нельзя добавлять растительные масла и кислоты (уксус, сок лимона), так как кислоты мешают усвоению крахмала и белка. Фрукты следует есть отдельно от других продук­тов, причем кислые фрукты — в один прием, сладкие — в другой. Пра­вила раздельного питания, предлагаемые К. Ниши, во многом совпа­дают с рекомендациями У. Г. Хеяи, особенно, Г.Шелтона.