Основные понятия ООП

Пример описания объектного типа

 

Класс или объект – это структура данных, которая содержит поля и методы. Как всякая структура данных она начинается зарезервированным словом и закрывается оператором end . Формальный синтаксис не сложен: описание объектного типа получается, если в описании записи заменить слово record на слово object или class и добавить объявление функций и процедур над полями.

Type <имя типа объекта>= object

<поле>;

<поле>;

….

<метод>;

<метод>;

end ;

 

Туре Роzicia = Оbject {Начало описания типа Роzicia}

Х,У: Integer;

Рrосеdure Init (ХN,YN: Integer);

Рrосеdure Locate (Vаr ХL,YL: Integer);

Еnd;
2 Вопрос

 

Основные понятия объектно-ориентированного программирования — класс, объект, поле, метод, свойство, событие. Соотношение основных понятий ООП. Привести примеры программного обращения к указанным понятиям.

 

В основе объектно-ориентированного язык программирования лежат следующие понятия:

- объект;

- свойство объекта;

- метод обработки;

- событие;

- класс.

ОБЪЕКТ –совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и методов их обработки ( программных средств).

Объект содержит инструкции (программный код), определяющие действия, которые может выполнить объект, и обрабатываемые данные.

СВОЙСТВО – характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из множества других объектов.

Объект обладает качественной определенностью, что позволяет выделить его из множества других объектов и обуславливает независимость создания и обработки от других объектов.

Свойства объектов различных классов могут пересекаться, т.е возможны объекты, обладающие одинаковыми свойствами.

Одним из свойств объекта являются метод его обработки.

МЕТОД – программа действий над объектом или его свойствами.

Метод рассматривается как программный код, связанный с определенным объектом; осуществляет преобразование свойств, изменяет поведение объекта.

Объект может обладать набором заранее определенных встроенных методов обработки, либо созданных пользователем или заимствованным в стандартных библиотеках, которые выполняются при наступлении заранее определенных событий, например, однократное нажатие ЛКМ, вход в поле ввода, нажатие определенных клавиш и т.д.

СОБЫТИЕ – изменение состояния объекта.

Внешние события генерируются пользователем (например, клавиатурный ввод или нажатие кнопки мыши, выбор пункта меню, запуск макроса); внутренние события генерируются системой.

Объекты могут объединяться в классы (группы или наборы – в различных программных системах возможна другая терминология)

КЛАСС – совокупность объектов, характеризующихся общностью применяемых методов обработки или свойств.

Класс состоит из описания структуры данных и связанных с ней процедур (которые называются методами), которые работают с данными, записанными в экземплярах структуры данных.

Класс может наследовать характеристики порождающего класса. Это означает, что описание структуры данных нового класса включает структуру данных порождающего класса, а также новые данные. Кроме того, объект нового класса может вызывать все процедуры порождающего объекта, а также те процедуры методов, которые в нем описываются.

Класс, не имеющий предков, называется базовым классом. Класс, наследующий характеристики других классов, называется порожденным, дочерним или производным классом.

Пример:

Объект: окружность.

Свойства: координаты, цвет.

Методы: изменить, переместить.

Событие: щелчок кнопкой мыши на объекте, нажатие определённой клавиши.