Отраслевые нормативно-правовые акты по ОТ

Это нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы охраны труда, специфичны для определенных областей хозяйствования или конкретных предприятий. Например: «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ); «Правила безопасности эксплуатации электроустановок» (ПБЭЭ); «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПУБЭГК).

Отраслевые нормативные акты распространяются только на предприятия и организации определенной отрасли и призваны обеспечить гарантии безопасных условий труда в соответствии со спецификой этой отрасли.

С целью создания безопасных условий труда на конкретных предприятиях работодатель или уполномоченный им орган разрабатывают на основе нормативных актов более высокого статуса и утверждают собственные положения, инструкции и другие документы, которые действуют в пределах предприятия или организации. В перечень таких документов могут входить следующие документы:

- Положение о службе охраны труда предприятия;

- Приказ о порядке аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам об охране труда;

- Инструкции по охране труда для работающих по профессии и видам работ;

- Перечень работ с повышенной опасностью;

- И др.

Согласно закона Украины «Про охорону праці» (ст. 28) государственные и межотраслевые нормативно-правовые акты пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, направленных на улучшение условий труда и повышение безопасности, но не реже, чем один раз в десять лет.

 

Согласно НПАОП 0.00-4.15 – 98 «Положення про розробку інструкцій з охорони праці», нормативные документы по охране труда, действующие на предприятии или организации должны пересматриваться не реже, чем один раз в пять лет, а нормативные акты, связанные с работой с повышенной опасностью, должны пересматриваться не реже, чем один раз в три года.

Рассмотрим более подробно законы Украины «Об охране труда», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые привели к потере трудоспособности»

 

ЗАКОН УКРАЇНИ «ПРО ОХОРОНУ ПРАЦІ»

Закон України «Про охорону праці», принят 21 ноября 2002 года и введен в действие с 1 января 2003 года. Закон содержит 9 разделов.

В первом разделе Закона (ст.1-4) определяются: понятие охраны труда, сфера действия Закона, состав законодательства об охране труда, а также государственная политика в области охраны труда.

Действие Закона «Про охорону праці» распространяется на всех юридических и физических лиц, использующих наемный труд, и на всех работающих. (ст.2)

Если международным договором, согласованным с Верховной Радой Украины, установлены нормы, отличающиеся от норм предусмотренных законодательством Украины об ОТ, то применяются нормы международного договора. (ст.3)

Государственная политика в области ОТ определяется Верховной Радой Украины, согласно Конституции и направлена на создание безопасных и здоровых условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. (ст.4)

Второй раздел Закона (ст.5-12) - декларирует гарантии прав работающих на охрану труда.

Эти права обеспечиваются составлением коллективного или трудового договора (ст.5) и общеобязательным государственным социальным страхованием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (ст.9).

Кроме того, во 2-м разделе рассматриваются такие вопросы, как: право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредное условия труда (ст.7); обеспечение работников спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, моечными средствами (ст.8); охраны труда женщин (ст.10), несовершеннолетних (ст.11) и инвалидов (ст.12).

В третьем разделе (ст.13-24) рассматриваются вопросы:

Ø организация ОТ;

Ø работа комиссии по вопросам ОТ на предприятии; (ст.16);

Ø условия проведения обязательных медицинских обследований работников

Ø обучение по вопросам ОТ; (ст.18)

Ø финансирование ОТ. (ст.19)

Четвертый разделЗакона (ст.25-26) - касается экономического стимулирования охраны труда (ст.25) и возмещения юридическим, физический лицам и государству убытков, причиненных нарушением требований ОТ (ст.26).

Пятый раздел(ст.27-30) – определяет понятие нормативно-правовых актов по охране труда.

Шестой раздел(ст.31-37) – определяет функционирование системы государственного управления охраной труда.

Седьмой раздел(ст.38-42) – регламентирует деятельность системы государственного надзора и общественного контроля за ОТ.

В восьмом разделе (ст.43,44) рассматривается ответственность за нарушения законодательства об охране труда.

Девятый раздел Закона, содержит заключительные положения.

Закон України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, який спричинило втрату працездатності»

Учитывая международный опыт по социальной защите потерпевших на производстве, Закон гарантирует право граждан на социальную защиту, в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности (ст.46 Конституции Украины). Закон вступил в силу с 1 апреля 2001 года

Обязательное страхование всех работников (учеников и студентов), своевременное и полное возмещение ущерба потерпевшим, осуществляет Фонд социального страхования от несчастных случаев. Далее Фонд.

Управление Фондом осуществляют правление и исполнительная дирекция Фонда. В состав правления включаются представители от государства, застрахованных работников и работодателей - по 15 человек от трех представительских сторон.

Выполнение уставных функций и обязанностей Фонда возлагается на Региональные дирекции Фонда, страховых экспертов по охране труда.

Принимая участие в реализации государственной политики по социальной защите трудящихся Фонд осуществляет следующие услуги и выплаты:

Ø полностью возмещает ущерб, причиненный работнику в результате повреждения здоровья или в случае смерти, выплачивая ему или лицам, находившимся на его иждивении:

· помощь в связи с временной нетрудоспособностью;

· одноразовую помощь в случае полной потери профессиональной трудоспособности или смерти пострадавшего;

· потерю заработка в случае временной нетрудоспособности;

· пенсию по инвалидности;

· пенсию в связи с потерей кормильца;

· денежную сумму (компенсацию) за моральный ущерб;

Ø организует погребение умершего, оплачивая связанные с этим расходы;

Ø организует лечение потерпевших, их переквалификацию и трудоустройство лиц с восстановленной трудоспособностью;

Ø оказывает помощь инвалидам в решении социально-бытовых вопросов, организует их участие в общественной жизни.

Законом предусмотрена полная социальная защита потерпевших от несчастных случаев и профзаболеваний в виде материального возмещения ущерба здоровья потерпевшего в случае потери трудоспособности.

Возмещение ущерба, при несчастном случае или профессиональном заболевании выполняется через дирекции Фонда социального страхования.

Законом предусмотрено возмещение ущерба здоровья потерпевшего в случае временной и полной потери трудоспособности. Фонд социального страхования возмещает одноразовую помощь в случае утраты трудоспособности. На каждый процент утраты трудоспособности (установленный МСЭК) выплачивается среднемесячный заработок.

Например, в случае смерти работника, его семье выплачивается одноразовая помощь в размере 5-ти летнего заработка потерпевшего и годичный заработок на каждого иждивенца.

Законом также предусмотрено возмещение морального ущерба в размере не более 200 минимальных заработных плат.

Если установлено, что ущерб здоровью наступил не только по вине работодателя, а и вследствие нарушения пострадавшим правил техники безопасности и охраны труда, размер единовременного пособия может быть уменьшен до 50%.

Фонд социального страхования от несчастных случаев, согласно законодательству, может отказать в страховых выплатах и предоставлении социальных услуг застрахованному, если несчастный случай не связан с производством.

Надзор за деятельностью Фонда социального страхования от несчастных случаев осуществляет наблюдательный совет, в состав которого в равном количестве входят представители государства, застрахованных работников и работодателей.

Финансирование Фонда осуществляется, в основном, за счет взносов работодателей. Работники не несут никаких расходов на страхование от несчастного случая. Фонд имеет автономную независимую систему финансирования, причем средства Фонда не включаются в состав Государственного и местных бюджетов. Суммы страховых взносов исчисляются в процентах.