Основные понятия

Классы

Отладка программ.

VCL

 

Этот набор программных заготовок, разработанный программистами фирмы Borland. Компоненты характеризуются важным свойством, они включают программный ход и все необходимые для его работы данные. Т.е. готовый программный продукт. В последней версии присутствует такой состав компонент, который позволяет создавать самые простейшие и самые сложные инструменты принятия решения. Если в Builder нет компонента нужной функциональности, то система позволяет разработать их самим или через Internet.

Достоинства VCL:

- сокращаются сроки разработки программ, следовательно, снижается стоимость.

- повышается надежность программного продукта.

Недостатки:

- компоненты создаются по объектно-ориентированной технологии, многие их черты наследуются от многочисленных родителей, в результате несложные программы занимают не менее 100 Кб.

 

 

Средства Builder позволяют:

- пошаговая отладка (F4, F7, F8, Ctrl – F2 - отменить).

- в любой момент времени можно узнать текущее значение поля (курсор подвести к полю, с клавиши Ctrl – принадлежность к классу).

- можно исправить значение поля без перекомпилляции программы.

- можно устанавливать контрольные точки останова. При достижении точки останова программа приостанавливает работу и переходит в режим отладки.

 

Особенности:

 

- Cтрогая типизированность, позволяющая еще на этапе компиляции выявить все ошибки.

- Язык C++ с поддержкой расширений стандартов ANSI/ISO.

- Компоненты для работы с базами данных.

- Высокопроизводительный 32-разрядный оптимизирующий компилятор.

 

Раздел 1.

 

Классы – специальные типы, которые создают поля, методы и свойства. Конкретный экземпляр класса называется объектом. Термин «класс» заимствован из С++.

class TMyClass {

int F;

};

 

 

В основе классов лежат 3 фундаментальных принципа ООП:

- Инкапсуляция

- Полиморфизм

- Наследование

 

Инкапсуляция – позволяет изолировать класс от других частей программы и сделать его самодостаточным для решения конкретной задачи. Класс несет в себе некоторую функциональность.

TMеmo, TForm, TTimer.

 

Наследование – обеспечивает поэтапное создание сложных классов и разработку собственных библиотек классов. Все классы порождены от общего класса TObject.

 

class TMyClass : public tObject{

};

 

class TMyClass { // эти записи одинаковы

};

 

Класс TObject является прародителем всех объектов и компонентов VCL. Он отвечает за базовое поведение объектов, общее для них всех, инкапсулируя методы, обеспечивающие:

- способности создавать и уничтожать объекты, соответственно выделяя, инициализируя и освобождая память, затребованную объектом.

- доступ к информации о типе объекта (его классе) и к таблице RTTI.

- поддержку обработки сообщений (message - handling).

- поддержку интерфейсов, используемых объектом.

Многие из методов, введенных TObject, используются лишь оболочкой Builder и не предназначены для непосредственного вызова. Другие, как правило, перекрываются в потомках с более сложным, чем у объектов TObject поведением.

Формально, TObject не является абстрактным классом, однако объекты этого типа нельзя присвоить друг другу.

Если при объявлении нового класса не указан родительский класс, то Builder автоматически определяет TObject в качестве родительского класса.

 

Полиморфизм – это свойство родственных классов решать схожие по смыслу задачи.

 

tPoint – Draw

tEllipse – Draw

 

Два одноименных метода, имеющие разную алгоритмическую основу и, следовательно, придающие объектам разные свойства (форму). Это и называется полиморфизмом объектов.