Литературно-общественное движение 1880-1890-х гг.

Темы рефератов по истории русской литературы XIX века

Поэтические тексты, рекомендованные для заучивания наизусть

1. А.С. Пушкин: 1 стихотворение лицейского периода, 1 стихотворение на религиозно-философскую тему, 1 стихотворение на тему любви, 1 стихотворение других авторов о поэте, отрывок из романа «Евгений Онегин».

2. М.Ю. Лермонтов: 1 стихотворение о природе, 1 стихотворение на религиозно-философскую тему, «На смерть поэту».

3. В. А. Жуковский: отрывок из баллады (на выбор).

4. К.Н. Батюшков: 1 стихотворение на выбор.

5.П.А. Вяземский: 1 элегия на выбор.

6. Е.А. Баратынский: 1 стихотворение на выбор.

7. И. С. Тургенев: 1 «белый стих» на выбор.

8. Н.А. Некрасов: 2 стихотворения на выбор.

9. А. Фет: «Муза», «Псевдопоэту», «Ласточки», «Как беден наш язык...».

10. Ф.И. Тютчев: 2 стихотворения на выбор студента.

1. Образ поэта в лицейской лирике А.С. Пушкина (1813 – 1817 гг.).

2. Тема милосердия в творчестве А.С. Пушкина.

3. «Пророк» А.С. Пушкина, «Пророк» М.Ю. Лермонтова, «Безумие» Ф. Тютчева: сравнительная характеристика идейно-эмоционального смысла.

4. Лирика Е.А. Баратынского и «поэзия мысли» его времени.

5. «Сумерки» Е.А. Баратынского как цикл.

6. Концепция христианской эстетики в критике С.П. Шевырёва.

7. Лирика М.Ю. Лермонтова и библейская образность.

8. Мотив игры в поэзии М.Ю. Лермонтова.

9. Романтическая ирония и её отражение в лирике М.Ю. Лермонтова.

10. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова: философско-художественная проблематика и поэтика.

11. Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в русской философской критике.

12. Мотивы греха и покаяния в юношеской поэзии М.Ю. Лермонтова.

13. Лирико-философское начало романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

14. Печорин и печоринство в русской литературе 40 – 50-х годов 19 века.

15. Пейзаж в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя.

16. Библейские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского.

17. Художественные интерпретации произведений Ф.М. Достоевского.

18. Философские аллюзии в художественных мирах Ф.М. Достоевского.

19. Фольклорные мотивы в творчестве Н.С. Лескова.

20. Тема счастья в произведениях А.П. Чехова.

21. Философские идеи Л.Н. Толстого в художественных произведениях.

 

Социальные условия. Историко-культурная обстановка. В социально-политической жизни России в 80-е гг. четко обозначились события, наложившие печать на все последующие годы 19 века: прогремевший в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г. взрыв, устроенный революционерами-террористами с целью уничтожения царской семьи, и убийство ими 1 марта 1881 г. императора Александра 11 на Екатерининском канале. Ответные репрессивные меры правительства Александра III надолго задержали ход общественного развития.

Новый император, получая угрозы террористов, пошел на некоторые уступки, самой значительной из которых стало согласие на освобождение Н.Г.Чернышевского из Сибири (1883). Однако ждали более ощутимых действий, связываемых в общественном сознании с конституцией. На этот шаг Александр 111 не решился. Намеченные еще при Александре II министром внутренних дел, «бархатным диктатором» М.Т.Лорис-Меликовым, либеральные преобразования были приостановлены. Новый (с 1882г.) министр внутренних дел Д.А.Толстой, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, директор департамента полиции В.К.Плеве, министр народного просвещения И.Д.Делянов сделались главными проводниками политики репрессий в печати и учебных заведениях.

Напряженность внутреннего положения в стране усугублялась экономическим спадом, во многом вызванным мировым сельскохозяйственным кризисом (1880-1895). В ряде губерний разразился голод. В организации помощи голодающим участвовали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко. Обострение внутренних социальных проблем не могли снять некоторые успехи в капитализации промышленности, повлекшие развитие сети железных дорог, строительство новых фабрик и заводов, др.

Всероссийская торгово-промышленная выставка в Н.Новгороде в 1896 г. демонстрировала лишь привлекательные стороны экономики, которая в целом с трудом преодолевала глубокий кризис.

Революционный пафос народничества пошел на убыль. Одна из последних карающих акций – попытка покушения 1 марта 1887 г. на Александра 111 членами террористической фракции партии «Народная воля», завершившаяся арестами и казнью пятерых его участников, в числе которых был А.И.Ульянов, брат В.И.Ленина.

Внимание революционно настроенной интеллигенции все больше привлекала теория, разработанная К.Марксом и получившая на Западе широкое распространение. Значительным явлением в духовной жизни русского общества последних двух десятилетий 19 в. стало «толстовство». В религиозно-философских сочинениях Л.Н.Толстого, обозначивших переживаемый писателем идейно-нравственный кризис («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «О жизни», «Царство Божие внутри вас»), проповедовалось обновленное христианство, основанное не на насилии, а на идее самоусовершенствования человека и общества. Разногласия великого писателя с официальной государственной религиозной политикой привели к запрещению праздновать его 70-летие (1898), а вскоре к постановлению Святейшего Синода об отлучении его от церкви (1901). Эти позорные акции для России способствовали росту популярности писателя, его произведений и его идей.

Начало царствования Николая II, вступившего на престол 20 окт. 1894 г., сопровождалось падением авторитета власти. Обращение к царю группы литераторов (Д.В.Григорович, Н.Г.Гарин-Михайловский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, К.М.Станюкович и др.) с просьбой пресечь цензурный произвол осталось без ответа. Гибель более тысячи человек во время давки в Москве на Ходынском поле в день коронации Николая II (1896) мрачной тенью легла на новое царствование.

Духовный потенциал нации с отчетливостью обозначился в московские Пушкинские дни начала июня 1880 г. Открытие памятника великому поэту и речи писателей стали праздником русской литературы.

Значение литературы отразилось в увеличивавшихся тиражах изданий сочинений писателей. Успешно складывалась издательская деятельность К.Т.Солдатенкова, братьев Мих. и Серг. Сабашниковых, Ф.Ф.Павленкова (серия «ЖЗЛ»), И.Д.Сытина.

Правительственные репрессии начала 80-х гг. коснулись прежде всего журналов: в 1884 г. были запрещены «Отечественные записки». Действующие журналы – «Русское богатство», «Русская мысль», «Северный вестник», газета «Русские ведомости». Большой след в русской журналистике и книгоиздательском деле оставил А.С.Суворин. Газета «Новое время» стала очень влиятельной и самой профессиональной газетой.

К 90-м гг. писатели-реалисты начинали осознавать недостаточность возможностей «старого» реализма для изображения нарождающихся в русской действительности явлений. Складывающаяся художественная концепция литературного героя уже не удовлетворяется идеей детерминированности личности социальной средой. Такая связь не отвергается, но она существенно перестраивается с акцентированием роли и значения самой личности в ее воздействии на среду.

Образовавшийся в недрах реализма – натурализм – получил широкое развитие в творчестве П.Д.Боборыкина, К.С.Баранцевича, И.Н.Потапенк, И.И.Ясинского.

Элементы романтизации (В.Г.Короленко, В.М.Гаршин).

Нарастание публицистичности с глубоким психологизмом (М.Е.Салтыков-Щедрин), моралистическая и публицистическая тенденции в произведениях Л.Н.Толстого.

Повышение роли повествователя в художественном тексте, сближение автора-повествователя с героями, субъективно-исповедальное начало, обращение к символико-аллегорическим формам характерны для творчества В.М.Гаршина, В.Г.Короленко.

Своеобразие эстетики реализма конца 19 в. ярко проявились в творчестве Чехова и Горького («неореализм»).

В жанровом отношении, хотя сохраняется роман с его эпической всеохватностью изображаемой жизни, лидируют «малые» прозаические формы, при этом возникают пограничные жанровые разновидности повести и рассказа (притча, сказ, сказка).

«Осколочная» сатира. Конец 70-х-пер .пол.80-х г.г. – время расцвета и популярности юмористической журналистики. Журналы «Осколки». «Стрекоза», «Будильник», «Свет и тени».

Поэзия (См. лк.)

Драматургия (См.: «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов»).