Величина суточного перехода
Величина перехода определяется при уяснении задачи и уточняется в процессе изучения маршрута.
На величину суточного перехода влияет:
- средняя скорость движения,
- время непосредственного движения колонны в течение суток.
Опытом великой Отечественной войны и послевоенных учений установлено, что механики-водители (водители) сохраняют высокую работоспособность при движении 10-12 часовв течении суток. С учетом средней скорости движения (20-25 км/час), а также времени непосредственного движения величины суточного перехода составляет 200-250 км.
Общее время на совершение марша также определяется при уяснении задачи. Исходными данными для этого являются время прохождения исходного пункта (начало марша) и время прибытия в назначенный район или на указанный рубеж (конец марша). Разница во времени между началом и окончанием марша и будет составлять его продолжительность.
Протяженность маршрута (величина перехода) определяется по карте: - курвиметром
- или измерителем с введением процентной поправки на профиль маршрута от исходного рубежа (пункта) до наиболее удаленного пункта в новом районе сосредоточения.
При этом в зависимости от масштаба карты, характера рельефа местности и извилистости маршрутов после измерения по карте необходимо вводить поправку, т.е. полученный при измерении результат умножить на коэффициент поправки. Для более точного определения величины перехода и удобства последующего пользования картой в ходе действий целесообразно весь маршрут разбить на отрезки по 5—10 км.
Практически же маршрут на разных участках будет иметь различные условия для движения колонны, а следовательно, и разные допустимые скорости движения. Значение коэффициента поправки от характера местности и масштаба карт:
Местность | Коэффициенты поправки при масштабе карты | ||
1:200000 | 1:100000 | 1:50000 | |
Равнинная (слабопересеченная) | 1,05 (5%) | 1,00 (0%) | 1,00 (0%) |
Холмистая (среднепересеченная) | 1,15 (15%) | 1,10 (10%) | 1,05 (5%) |
Горная (сильнопересеченная) | 1,25 (25%) | 1,20 (20%) | 1,15 (15%) |
Главными факторами, влияющими на маршевые возможности, являются:
- маневренные, эксплуатационные и боевые качества бронетанковой и автотракторной техники, находящейся на вооружении частей и подразделений, и ее состояние;
- физические возможности и уровень подготовки водителей;
- маршевая подготовка войск, а также умение командиров и штабов водить их на марше.
К основным маневренным эксплуатационным и боевым показателям техники, определяющим маршевые возможности относятся:
- скорость движения,
- проходимость,
- запас хода,
- безотказность работы машин на всем протяжении марша и
защищенность экипажей (десантов) от воздействия средств массового поражения.
Зимой из-за гололедицы и снежных заносов скорость движения по дорогам снижается на 30-50 % по сравнению с обычными условиями, в горах - на 25-30%. На снижение скорости серьёзное влияние оказывает наличие на путях движения мостов, переправ и участков разрушений, состояние различных инженерных сооружений. Поэтому при планировании марша скорость движения походных колонн необходимо определять по участкам маршруте, с учетом конкретных условий движения на них. При наличии на маршрутах движения серьёзных естественных препятствий (крупные водные .преграды и др.) скорость движения войск при их преодолении определяется отдельно в зависимости от состояния мостов, переправ частей и т.п. При сосредоточении (втягивании) в новый район, при развертывании на указанном рубеже, скорость движения определяется также отдельно. Обычно она равна 10-15км/ч, (1/2 или 3/4 марш, скорости).
Запас хода по горючему зависит главным образом от количества топлива, входящего в заправку машины, экономичности её двигателя, а также от дорожных условий. Штатные машины имеют запас хода в пределах:
270 - 650 км, при этом:
- гусеничная техника (ср.танки) по грунтовым дорогам 420-600 км, по
return false">ссылка скрыташоссе 650 км при 20 % неприкосновенного запаса;
- колесные проходят по грунтовым дорогам - 300-470 км; по
бездорожью - 270-400 км.
Поэтому на каждом суточном переходе танки необходимо дозаправлять топливом. При этом каждая дозаправка для части требует от 50 мин. до 1,5-2 час, для соединения по опыту учений 4- 5 час.
Запас хода по гусеницам танков, бронетранспортеров, тягачей составляет - 2-3 тыс. км пробега (при движении по дорогам с твердым покрытием он значительно снижается) резко увеличивается запас хода гусениц с резинометаллическим шарниром - 5-6 тыс.км.
3.