ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА УКРАИНЫ

Цель: знать законодательные акты Украины и нормативные акты государства и предприятий.

Программная аннотация

1. Основные законодательные акты об охране труда.

2. Закон Украины «Об охране труда».

3. Государственные нормативные акты об охране труда.

4. Нормативные акты об охране труда, которые действуют в пределах предприятий.

5. Финансирование охраны труда.

6. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

7. Система управления охраной труда (СУОТ).

8. Служба охраны труда на предприятии.

9. Комиссия по вопросам охраны труда на предприятии.

 

Основные законодательные акты по охране труда (ОТ)

- Конституция Украины;

- Закон Украины «Об охране труда», «Об охране здоровья», «О пожарной безопасности», «Об использовании ядерной энергии и радиационной защите», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологичного благополучия населения»;

- Кодекс законов о труде Украины (КЗОТ) и др.

Законодательство по охране труда определяет основные принципы государственной политики в области охраны труда, главная роль среди которых принадлежит приоритету жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, принципам полной ответственности собственника за создание безопасных и безвредных условий труда, полного возмещения ущерба лицам, пострадавшим от несчастных случаев или профзаболеваний.

Закон «Об охране труда» Украины принят Верховной радой в октябре 1992 года. Согласно этому закону в стране осуществляются:

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и общественный контроль за ОТ;

- организация ОТ на производстве;

- обеспечение гарантий прав граждан на ОТ.

Данный закон оговаривает обязательное исполнение нормативных документов (правил, стандартов, норм, положений, инструкций), имеющих правовую силу и регламентирующих действие должностных лиц и специалистов. Закон содержит 49 статей, объединенных в 8 разделов. Его действие распространяется на все предприятия независимо от форм собственности.

Основными положениями законодательства Украины по ОТ являются:

- права граждан на ОТ при составлении трудового договора;

- социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

- права работников на льготы и компенсации в связи с тяжелыми и вредными условиями труда;

- возмещение собственником ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (материального и морального);

- соблюдение требований охраны труда при проектировании, строительстве и реконструкции производства;

- продолжительность рабочего дня и сокращение его, а также ограничение работ в ночное время, сверхурочных работ;

- обязанности работодателя по созданию безопасных и безвредных условий труда;

- обязанности работника по выполнению нормативных актов по ОТ;

- гарантии ОТ женщин, ограничение использования труда женщин в зависимости от условий работы, гарантии при приеме на работу и запрещение увольнения беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;

- права несовершеннолетних в трудовых отношениях, работы, на которых запрещается труд лиц, младше 18 лет;

- медицинские осмотры при принятии и в период работы.

 

Правовой основой законодательства относительно охраны труда есть Конституция Украины.

В ст. 43 Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на работу, которая включает возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую он свободно избирает или на которую свободно соглашается», «Каждый имеет право на надлежащие безопасное и здоровое условия труда, на заработную плату, не низшую от определенной законом», «Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья роботах запрещается». Каждый, кто работает, имеет право на отдых (ст. 45 Конституции Украины). Ст. 46 Конституции Украины указывает на то, что граждане имеют право на социальную защиту.

Закон Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 25) определяет, что предприятие обязано обеспечить всем работникам безопасные и безвредные условия труда.

Кодекс законов о работе Украины регулирует труду подносный работников всех предприятий, учреждений независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

Вопрос охраны труда регламентируют также Законы Украины: «О пожарной безопасности», «Об использовании ядерной энергии и радиационную защиту», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», «О здравоохранении». Тем не менее, особое значение имеет Закон Украины «Об охране труда», который принят 21 ноября 2002 года, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности, на всех граждан, которые работают, а также привлеченные к работе на этих предприятиях.

Принципы государственной политики в области охраны труда:

- приоритет жизни и здоровья работников, вся ответственность работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;

- повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля над состоянием производств, технологий и продукции, а также содействие предприятия в создании безопасных и безвредных условий труда;

- комплексное решение задач охраны труда на основе общегосударственной, отраслевых, региональных программ по этому вопросу и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;

- социальной защите работников, полное возмещение убытков лицам, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

- установление единых требований из охраны труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности;

- адаптация трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;

- использование экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда, привлечение добровольных взносов и других поступлений на эти целые, получение которых не противоречит законодательству;

- использование мирового опыта организации труда относительно улучшения условий и повышение безопасности труда на основе международного сотрудничества.

Статья 26 устанавливает, что работодатель обязан возместить убытки, причиненный нарушениям требований из охраны труда другим юридическим, физическим лицам и государству, на общих основаниях, предусмотренных законом. Работодатель возмещает затраты па проведения работ по спасанию пострадавших во время аварии и ликвидации ее последствий, на расследование и проведение экспертизы причин аварии, несчастного случая или профессионального заболевания, на составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц, которые проходят обследование относительно наличия профессионального заболевания, а также другие затраты, предусмотренные законодательством.

Запрещается применение труда женщин согласно ст. 10 Закона на трудных роботах и на роботах с вредными или опасными условиями труда, на подземных роботах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, связанных с санитарным и бытовым обслуживаниям), а также привлечение женщин к подъему и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них оптимальные нормы, соответственно перечню трудных работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельных норм подъема и перемещение трудных вещей, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Работа беременных женщин и женщин, которые имеют несовершеннолетний ребенка, регулируется законодательством.

Не допускается (ст. 11) привлечение несовершеннолетних к работе на трудных работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, к ночным, сверхурочным работам и работам по выходным дням, а также к подъему и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, соответственно перечню трудных работ и работ с вредными и опасными условиями труда, предельных норм поднимания и перемещение трудных вещей, которые утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предыдущего медицинского обзора. Порядок трудового и профессионального обучения несовершеннолетним профессиям, связанным с трудными работами и работами с вредными или опасными условиями труда, определяется положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора за охраной труда.

Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Кроме того, на отдельные мероприятия оно предусмотрено в государственном и местных бюджетах отдельным рядышком. Затраты для предприятий не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции, для бюджетных организаций не меньше 0,2 процента от фонда оплаты труда.

Государственные нормативные акты об охране труда (ДНАОП) - это правила, стандарты, нормы, регламенты, положения, инструкции и другие документы, которым предоставлено действие правовых норм, обязательных для выполнения. ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые принадлежат к определенной области.

Кроме законодательных актов Украины, правовые отношения регулируются подзаконными нормативными актами, которые указаны в «Государственном реестре межотраслевых и отраслевых актов об охране труда». Реестр включает в себя свыше 2000 нормативных актов, а также 350 межгосударственных стандартов безопасности труда и около 40 государственных стандартов Украины (ДСТУ).

На основе ДНАОП владельцы предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы разрабатывают и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты об охране труда, которые действуют в пределах предприятия, учреждения, организации.

К основным нормативным актам предприятия принадлежат:

- Положение о системе управления охраной труда на предприятии;

- Положение о службе охраны труда предприятия;

- Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

- Положение о работе уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда;

- Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

- Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума;

- Приказ о порядке аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативным актам об охране труда;

- Положение об организации предыдущего и периодического медицинских обзоров работников;

- Положение о санитарной лаборатории предприятия;

- Инструкции по охране труда для работающих за профессиями и видами работ;

- Инструкции о порядке сваривания и проведение других огневых работ на предприятии;

- Общие и цеховые инструкции о мероприятиях пожарной безопасности;

- Перечень работ с повышенной опасностью;

- Перечень должностей должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предыдущую и периодическую проверку знаний из охраны труда;

- Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания;

- Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые работают во вредных условиях;

- Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Учитывая специфику производства и требования действующего законодательства, владелец утверждает нормативные акты из вышеупомянутого списка и прочие, что регламентируют вопросы охраны труда.

Статья 13 предусматривает, что за нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда юридические и физические лица, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу, притягиваются органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа в порядке, установленном законом. Применение штрафных санкций к должностным лицам и работникам за нарушение законов и других нормативно-правовых актов по охране труда осуществляется соответственно Кодексу Украины об административных правонарушениях . Решение о взыскании штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда виновные лица притягиваются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности.

Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделе условия труда соответственно нормативно-правовым актам, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда (СУОТ), а именно:

- создает соответствующие службы и назначает должностных лица, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, права и ответственность за выполнение положенных на них функций, а также контролирует их соблюдение;

- разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные меры по достижению установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;

- обеспечивает выполнение необходимых профилактических мероприятий соответственно обстоятельствам, которые изменяются;

- внедряет прогрессивные технологии, достижение науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требование эргономики, положительный опыт из охраны труда и т.п.;

- обеспечивает надлежащее удержание зданий и сооружений, производственного оборудования и оборудование, мониторинг за их техническим состоянием;

- обеспечивает устранение причин, которые приводят к несчастным случаям, профессиональным заболеваниям, и осуществлению профилактических мероприятий, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

- разрабатывает и утверждает положение, инструкции, другие акты по охране труда, которые действуют в пределах предприятия (далее - акты предприятия), и устанавливает правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия соответственно нормативно-правовым актам по охране труда, обеспечивает безвозмездно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия из охраны труда;

осуществляет контроль за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ соответственно требованиям из охраны труда;

— организовывает пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда;

- принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает за необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев.

На предприятии с количеством работающих 50 и больше лиц работодатель создает согласно ст.15 службу охраны труда соответственно типичному положению, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда. На предприятии с количеством работающих меньше 50 лиц функции службы охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, которые имеют соответствующую подготовку. На предприятии с количеством работающих 20-меньше ты лиц для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, которые имеют соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда за своей должностью и заработной платой приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Специалисты службы охраны труда в случае выявления нарушений охраны труда имеют право:

- выдавать руководителям структурных подразделов предприятия обязанности для выполнения предписания относительно устранения наличных недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснение по вопросам охраны труда;

- требовать отстранения от труда лиц, которые не прошли предусмотренных законодательством медицинского обзора, обучение, инструктажа, проверки знаний и не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требований нормативно-правовых актов по охране труда;

- останавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудование и других средств производства в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих;

- присылать работодателю представления о привлечении к ответственности работников, которые поднимают требования относительно охраны труда.

Предписание специалиста охраны труда может отменить лишь работодатель.

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращение использования нанимаемой труда физическим лицом.

На предприятии и целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива соответственно ст. 16 может создаваться комиссия по вопросам охраны труда. Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченной нанимаемыми работниками лица, специалистов из безопасности, гигиены труда и других служб предприятия соответственно типичному положению, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора за охраной труда. Решение комиссии имеют рекомендательный характер.