Качество
Объем
Разнообразие
Насколько широк и изменчив ассортимент продуктов, которые требуются рынку? С одной стороны, существуют рынки с единственным продуктом, который варьируется очень незначительно, – например, коммунальные услуги. Всегда иметь стабильные 220 вольт в розетке – вот все, что требуется большинству покупателей и может ими использоваться, даже если бы был какой-то иной выбор. Рынки с малым разнообразием могут быть результатом недостатка потребности или недостатка выбора. Какой бы ни была причина, организации надлежит остерегаться состояния самоуспокоенности.
В компании Ford все производство было стандартизовано вокруг модели «Т». Ее производственный процесс стал настолько специализирован, что, будучи крайне эффективным, он не мог быть изменен. Основанием для этого служило предположение, что никому не потребуется от машины больше, чем давала модель «Т». Другие автопроизводители, хотя и не способные конкурировать по цене, с успехом предложили рынку разнообразие, что в Ford пережили с большим трудом.
Рынки меняются, и операционная функция должна меняться вместе с ними. Другая крайность – когда на рынке все делается на заказ. Примерами тому являются индивидуальный пошив одежды, подбор очков, в значительной степени гражданское строительство и прочее. Большинство организаций находятся где-то между двумя полюсами. Отсюда вывод для операций:
На рынке индивидуальных заказов невозможно создание запасов, ограничены способы стандартизации процессов, заводов и материалов – всех важных элементов эффективной работы.
Объем – обратная сторона разнообразия. Рынок с малым разнообразием по определению характеризуется большим объемом. Операции можно настроить так, чтобы производить единственный товар или услугу или спектр очень схожих между собой продуктов с высокой эффективностью. Нет нужды использовать разные материалы, спецификации или процессы.
Необходимость качества часто считается самоочевидной, однако высокое качество требуется далеко не всем рынкам. Качество должно быть адекватным; качество выше требуемого может просто увеличить издержки, не давая взамен никакого конкурентного преимущества. Вопросы соответствия качества проектирования и качества производства мы рассмотрим позднее, в главах 3 и 4. На данном этапе достаточно будет сказать, что качество разработки продукта должно соответствовать потребностям рынка, в то время как качество производства или системы предоставления услуги должно быть таким, чтобы удовлетворять стандартам качества разработки.