Конференция: «Стиль барокко и необарочные тенденции в современном искусстве». 12.04.2013 (9.00 - 13.30), ауд. 1-101.

Театр

1) XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан — в Англии, Вольтер, Дидро, Бомарше — во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер — в Германии, Голъдони — в Италии.

2) Так, в Англии театр эпохи Просвещения критиковал пороки нарождавшегося буржуазного строя. Возникает новая идеологическая доктрина театра: общественное и нравственное воспитание зрителя. Эта доктрина отлично вписалась в пуританские традиции Англии – в дальнейшем пуритане смягчили свою позицию по отношению к театральному искусству, и боролись уже не против театра как такового, а за его реформацию: искоренение безнравственности и превращение театра в общественно-полезное учреждение .

3) Программным документом реформации театра стал трактат богослова-пуританина Джереми Кольера против аристократического театра Краткий обзор безнравственности и нечестивости английской сцены (1698).

4) Острота сатирического обличения привела в 1737 к изданию правительственного закона о театральной цензуре, положившей конец политической сатире.

5) Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр – мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности.

6) «Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии в творчестве драматургов Колли Сиббера (Последняя уловка любви, 1696; Беззаботный супруг, 1704 и др.), Джозефа Аддисона (Безбожник, 1714; Барабанщик, 1715), Ричарда Стила (Похороны, или Модная печаль, 1701; Любовник-лжец, 1703; Совестливые влюбленные, 1722 и др.). Это были нравоучительные произведения, где комическое начало последовательно подменялось сентиментально-патетическими сценами, морально-дидактическими сентенциями. Нравственный заряд «слезной комедии» основывается не на осмеянии пороков, но на воспевании добродетели, пробуждающей к исправлению недостатков – как отдельных героев, так и общества в целом.

7) Подлинным творцом немецкого национального театра был виднейший немецкий писатель-просветитель Готхольд-Эфраим Лессинг (1729 -1781). Он создал первую немецкую национальную комедию «Минна фон Барнхольм», антифеодальную трагедию «Эмилия Галотти» и ряд других драматических произведений . В просветительской трагедии «Натан Мудрый» автор выступал против религиозного фанатизма.

8) В знаменитой книге «Гамбургская драматургия» Лессинг изложил свои суждения по эстетике и теории драмы.

9) Г. Э. Лессинг – создатель социальной драмы, национальной комедии и просветительской трагедии, теоретик театра, основоположник реалистического направления в немецком театре XVIII в.

10) Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Специфические особенности комедии дель арте складывались из трех основных признаков. Это: МАСКИ, ИМПРОВИЗАЦИЯ, БУФФОНАДА.

11) Гоцци встал на защиту театра масок, поставив задачу возродить традицию импровизированной комедии.

12) Гоцци (трактат) 1772 Чистосердечное рассуждение и под­линная история происхождения моих десяти сказок для театра

13) Гольдони создал новую комедию характеров. Вместо импровизации в основу спектакля был положен литературный текст.

14) Гольдона выступил против двух основ комедии дель арте: импровизация, маски.

15) Пьесы Гольдони: Слуга двух господ", "Хитрая вдова", "Кофейня", "Бабьи сплетни", "Хозяйка гостиницы", "Самодуры", "Кьоджинские перепалки", "Лгун" и др.

16) По-новаторски Гольдони подошел и к классическому закону трех единств. Он нередко меняет место действия, полагая, что «лучше переменить место и соблюсти правило правдоподобия». Особенно смело Гольдони обходился с единством действия в его классицистском истолковании. Он выводил на сцену сразу несколько характеров и разрабатывал несколько сюжетных линий в развитии действия.

 

 

Цель.Выявить черты исторического стиля барокко в современном искусстве.

Задачи:

1. Рассмотреть стилеобразующие факторы и основные стилевые черты искусства барокко.

2. Выявить близость мироощущения и эстетики эпохи барокко с современной культурной ситуацией.

3. Обнаружить необарочные тенденции в современном искусстве.

 

Предлагаемые темы докладов:

 

1. Духовная ситуация времени: XVII и XX век.

2. Основные стилевые черты искусства барокко.

3. Поэзия барокко и серебряного века – единство лейтмотивов и выразительных средств.

- экспрессия смерти и отчаяния у Джона Донна и / И. Анненского,

- эстетизация смерти, небытия у Гриффиуса и / Ф. Сологуба,

- гедонизм Марино, Флеминга, Шпее, маньеристов и/ Бальмонта, Кузьмина, Северянина.