Теоретическая и методологическая основа исследования

1. Применение герменевтического метода, помогло нам реконструировать общую тональность конкретной эпохи и анализировать различные тексты в аспекте собственной гипотезы.

2. В исторический науке существует так называемый метод «исторического концептуализма». Суть его заключается в том, что концепция вырабатывается заранее. В соответствии с концепцией выстраиваются факты реальной истории. Основным критерием истинности концепции считается следующее - образует ли наша первоначальная идея и конкретные исторические результаты единое и логически непротиворечивое целое. Или, как писал Г. Гегель: «История приобретает свой смысл и становится понятной только тогда, когда в ней выявлен ее основополагающий алгоритм, когда одни факты начинают говорить о ее метаисторическом смысле, а другие (субъективные - Е. П.) умолкают, лишь подтверждая общую логику».[5]

Метод исторического концептуализма мы меняем на метод концептуализма философского, меняя при этом только название, но не суть.

Также в процессе проведения исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников, изучение документов, логико-теоретический анализ, конкретно-исторический метод, социокультурный анализ.

Использование деятельностного подхода к изучению культуры и общества, разработанного ростовской школой философии во главе с Давидовичем В. Е. определило общую направленность работы.

Эмпирическая и теоретическая основа диссертации.Исследование основано на научных публикациях по данной теме, хранящихся в библиотеках Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга. Москвы, Оксфорда, на периодических (журналы, газеты) и иных изданиях, а также материалах, представленных в электронном виде в сети Internet.

Нам представляется, чтонаучная новизна полученных результатов диссертации может быть сформулирована в следующих положениях:

· дано определение феномена сакрализации и десакрализации власти;

· предложена гипотеза о том, что феномен сакрализации власти имеет возникновение,становление и развитие;

· выявлены определенные закономерности в эволюции этого феномена; за взлетом и расцветом сакрализации власти следуют ее упадок и поворот к рационализму;

· выдвинуто предположение, что в России происходят те же самые метаморфозы власти, что и в истории общества;

· предложен иной подход к изучению власти в России - через анализ ее истории - от сакрализации к десакрализации;

· представлена возможность для дальнейшей работы в данной отрасли исследований:

· отношения к власти в течение жизненного пути человека; исследование уровня идентичности в возрастах личности (изменение в сознании человека его отношения к связке «сакрализация- десакрализация» власти на протяжении жизни) и развития изменяющегося отношения к власти в обществе в целом на протяжении истории.

На защиту выносятся следующие тезисы:

1. Сакрализация власти - это подчинение индивида, народа или государства воле одного человека, основанное на вере этого народа или государства в то, что правитель является законным носителем своих полномочий и прав в силу того, что представляет некие высшие трансцендентальные силы, дающие ему эти права. Десакрализация власти означает утрату веры народа в то. что его правитель обладает некими сверхъестественными и надчеловеческими правами над жизнью и деятельностью своих подданных. Сакральная власть имеет, как минимум, два базовых элемента. Первым элементом сакральной власти можно считать тайное, сокровенное знание, доступное не всем, вызывающее благоговейный страх. Второй элемент - это определенная «харизма» конкретного человека.

2. Становление и развитие сакрализации власти прошло ряд этапов. Человек, облеченный тайным знанием, появляется уже на раннем этапе развития общества. Это жрец / вождь (знахарь/шаман) в потестарной организации. На Востоке за верховным правителем официально закрепляется священный статус. Определенным «отклонением» от нормы является античная цивилизация, где впервые происходит так называемый «срыв социальности» и утверждается рациональный подход к обществу и его правителям. После упадка греческой цивилизации развитие человеческой истории пойдет по двум основным путям развития - западному и восточному. Римское право, представляло собой венец антично-эллинистической правовой культуры, и в течение долгого времени было пронизано символическими и сакральными элементами, практически полностью регулировавшими семейные и наследственные отношения. В период классического папоцезаризма (ситуации, когда Папа Римский сосредотачивал в своих руках, как духовную, так и светскую власть) светские монархи будут признавать главенство Папы, являясь, по существу, его вассалами. В эпоху Нового времени, происходит второй «срыв» во взаимоотношениях религии и власти, сакрального и светского элементов. В целом, основываясь на примате человеческого разума, представители эпохи Нового времени отвергают средневековые представления о божественном происхождении королевской власти.

Вместо этого они выдвигают теорию «общественного договора», согласно которой, государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, заключенного в глубокой древности, причем это соглашение могло быть расторгнуто в любой момент. В эпоху капитализма сакральная власть начинает связываться с тем, насколько она может обеспечить не только финансовое благосостояние, но и комфорт. В эпоху информационной цивилизации сакрализация власти не исчезает, она приобретает новые формы - сферой ее действия становятся информация и тайные знания.

3. Развитие и становление сакрализации верховной власти имеет, на наш взгляд, выраженную спиралевидную триадическую структуру (утверждение - отрицание - снятие).

· Потестарное общество - становление; Восток - утверждение; Греция - спад.

· Византия - становление (в виде «снятой» сакральности). средневековая Европа (христианство) - расцвет; Новое Время - спад.

· Западно-европейский капитализм - продолжение спада и новая волна мифологизации.

· Информационное общество - новый виток мифологизации.

4. Россия - это единственная страна, которая по размерам своей территории, разнообразию экономических, политических и социальных факторов, по обилию культур, населяющих ее народов, может быть сравнима со всем миром. Здесь можно найти все уровни развития, начиная от родового строя и заканчивая постиндустриальным обществом. Здесь присутствуют практически все экономические уклады, начиная от примитивного хозяйства и заканчивая современными рыночными отношениями. Россия - это модель мира в миниатюре, и все те процессы, которые происходили в мировой истории, так или иначе, отражались на общественном состоянии, на социальных и культурных процессах в нашей стране.

5. На протяжении столетий на вершине светской власти в России оказывались правители, которые считали себя ставленниками власти божественной. С процессом христианизации, наша страна вступила на путь, по которому уже шла европейская цивилизация. Фигура князя Владимира становится одной из ключевых на историческом полотне России. Именно с этого момента начинается становление и укрепление священного статуса царской власти. Так, царствование Ивана Великого стало переломным моментом в метаморфозах верховной власти в России. Именно в его правлении символом царской власти стал герб России, на котором будут вычертаны слова: «Великий князь Божией милостью Государь Всея Руси». Эпоха Смутного времени (XVII в.) стала первым срывом сакрального статуса власти. После этого срыва, на троне утверждается династия Романовых, династия, которая просуществует три сотни лет. С правлением Петра I власть государя (или уже императора) начинает сочетать в себе две ветви - церковную и светскую. Упразднение института патриаршества и захват полновластного управления страной, невероятная харизма этого политического деятеля, энергия и деятельный, живой ум сделали этого правителя поистине знаковой фигурой, но, одновременно с этим послужили началом для десакрализации его власти. Период дворцовых переворотов, начавшийся практически сразу после смерти Петра, ярко высвечивает момент нестабильности, разбалансированности власти. Империя все чаще обнаруживала в себе признаки одряхления. Вершиной этого процесса стало царствование Николая И, повлекшее за собой Февраль 1917 года и 70 лет правления «диктатуры пролетариата», закончившееся, в свою очередь полным развалом огромной страны и потерей населением ценностных и духовных ориентиров.

return false">ссылка скрыта

6. Если окинуть взглядом почти всю историю, то можно увидеть, что человек и государство связаны неразрывно. Именно для человека создан мир. И именно человеку должно служить государство. В контексте поднятой нами проблематики, нас особенно интересует то, как связаны между собой человек и власть.

В России между государством и личностью сложились совершенно особые отношения. Традиционные патриархально-общинные отношения в хозяйственной жизни, сверхцентрализация государственного управления и сакрализация власти составили основу просветительской идеологии интеллигенции, претендовавшей на роль ядра общества и видящей в подавляющем большинстве населения страны - рабочих и крестьянах, лишь предмет опеки. Вопрос, что важнее: личность или государство - в России всегда решался в пользу второй компоненты, несмотря на периодические бунты первой. Можно сказать, что до сих пор отношение народа к высшей государственной власти и ее отдельным представителям имеет двоякую природу. Она заключается в том, что князя (царя, императора, генсека) начинают наделять божественными чертами. При этом прослеживается любопытная закономерность: чем дальше от сферы личного влияния власти находится народ, тем выраженнее недовольство существующим политическим строем, однако стоит власть держащему появиться перед своими подданными, как недовольство исчезает, уступая место восхищению.

Теоретическая и практическая значимость исследования.Выводы диссертационной работы способствуют углублению теоретического осмысления процессов трансформации и метаморфоз власти. Материалы диссертации могут быть полезны в социальных и философских исследованиях Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных пособий, лекционных курсов и семинарских занятий по социальной философии, религиоведению, истории мировой культуры.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были апробированы автором на III и IV российских философских конгрессах, а также на международных конференциях, посвященных проблемам власти («Власть и властные отношения в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции Гуманитарного университета». Екатеринбург, 2006). Основные положения диссертации, выносимые на защиту, использовались в учебном процессе факультета философии и культурологии Южного федерального университета (РГУ) в контексте чтения автором специального курса «Человек и власть». По теме исследования опубликовано 6 работ, общим объемом 1,9 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, глоссария и списка используемой литературы.