ВВЕДЕНИЕ

Основы природопользования

Цель изучения дисциплины — изучение основ взаимодействия общества и природы. Курс знакомит студентов с тенденциями природной среды в контексте эволюционного развития человечества, взаимодействием человека с окружающей природной средой в процессе использования природных благ. В курсе изучаются современные представления о строении и функциях природных систем, законы природопользования, концепции природопользования, в рамках которых реализуются задача экосбалансированного развития, не разрушающего базисный природно-ресурсный потенциал.

Задачи курса состоят в формировании у студентов знаний по аналитической деятельности в данной области. В результате изучения дисциплины студенты должны:

- получить системное представление о природопользовании как процессе взаимодействия природы и общества;

- сформировать знания о биосфере и ее элементах, как о системном образовании;

- изучить законы природопользования;

- усвоить основные закономерности и принципы использования природных благ;

- получить представления об основных проблемах использования природных ресурсов;

- получить представления о закономерностях антропогенного воздействия на окружающую природную среду и трансформации природных систем в природно-антропогенные и антропогенные;

- усвоить основные закономерности и принципы перехода к устойчивому развитию в контексте рационального природопользования.

Природопользование- в первом случае рассматривается как учение об общих принципах и методах использования природных ресурсов и условий, включая анализ воздействия человека на природу и последствий этого воздействия на человека. Во втором случае оно понимается как деятельность по использованию природно-ресурсного потенциала, включая мероприятия по его восстановлению и сохранению(Емельянов, 2004, стр.7).

Природопользование- совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению (Реймерс, 1990).

Арустамов Э.А. под природопользованиемпонимает возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Содержание природопользования включает три ее формы: экономическую (ведущая), экологическую и культурно-оздоровительную (Арустанов,2001). Формы природопользованияосуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разре­шения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (поль­зование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физиче­скими и юридическими лицами на основании разрешения упол­номоченных государственных органов. Оно носит целевой ха­рактер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водо­пользование, пользование животным миром (дикими животны­ми и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потребле­нием природных ресурсов. В этой части оно соотносится че­рез правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Лесным кодексом, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, и т.д.

Нерациональное природопользование- это одностороннее потребительское отношение к природе, стремление взять у нее как можно большее, не заботясь о последствиях. Ведет к истощению природных ресурсов и не способствует восстановлению природно-ресурсного потенциала.

Рациональное природопользование- это деятельность, направленная на экономное использование природных ресурсов, эффективный режим их воспроизводства, предотвращение или ослабление возможных отрицательных последствий. Оно предполагает разумное освоение, охрану, восстановление и преобразование природных условий и ресурсов.

return false">ссылка скрыта

Оптимизация природной среды- 1/ рациональное, научно обоснованное и технически совершенное использование природных ресурсов;

2/ охрана природных комплексов, т.е. их защита от техногенных нагрузок в различных формах вплоть до создания заповедных территорий;

3/ активное регулирование природных процессов на строго научной основе.

Природная среда- совокупность природных и природно-антропогенных условий, определяющих жизнь и деятельность людей. Она не являются просто случайным и беспорядочным набором элементов и компонентов природы. Они образуют сложные материальные системы - природные комплексы (геосистемы, ландшафты, экосистемы), которые подвергаются антропогенному воздействию. Именно природные комплексы и выступают в качестве непосредственных объектов природопользования, представляя собой ресурсосодержащие, ресурсовоспроизводящие и средовоспроизводящие системы.

Главная задача природопользования, как научного направления - поиск и разработка путей оптимизации взаимоотношения общества с окружающей природной средой, которые должны способствовать сохранению и воспроизводству благоприятных условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

В процессе природопользования тесно соприкасаются и взаимодействуют три категории объектов: природные, технические и социальные. Эти объекты связаны между собой круговоротами вещества, энергии и информации образуют природно-производственные сочетания регионального и локального уровней. Их исследования требуют применение принципа комплексности, который хорошо разработан в географии.

Реализация принципа комплексности тесно связано с применением принципов региональности и экологичности.

Принцип региональности- мероприятия по природопользованию чаще всего имеют региональную размерность, поэтому возникает необходимость учета физико-географических и социально-экономических особенностей конкретной территории.

Принцип экологичности- вытекает из необходимости выявления и оценки последствий использования естественных условий и ресурсов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Характер последствий определяется не только воздействием техники и технологии, но и способностью природных систем сохранять свою первоначальную структуру. В связи с этим, важное значение имеет выявление таких характеристик, как мера нагрузки на ландшафт, мера допустимого изъятия вещества и энергии, мера предельного загрязнения среды и других.

Рассмотренные принципы наиболее полно реализуются в рамках ландшафтно-экологического подхода.

Ландшафтная составляющаяпредусматривает выявление взаимосвязей в природе, изучение природных объектов как территориально-целостных и динамических образований, что позволяет дифференцировать мероприятия по природопользованию, исходя из конкретной физико-географической обстановки.

Экологическая сторонасостоит в изучении объектов с точки зрения их взаимоотношений с окружающей природной средой, что дает возможность установить негативные для человека изменения среды и вовремя предусмотреть меры по их нейтрализации или смягчению.

Сочетание обеих составляющих (ландшафтной и экологической) позволяет достаточно полно оценить природно-ресурсный потенциал территории, дать анализ его возможных изменений, обоснованно определить пути его использования с наименьшими потерями для природной среды и человеческого общества.

И так, объектами природопользования выступают природные системы геосистемы и экосистемы.