Дополнительная информация
Рассуждения о качественном изменении той роли, которую информация стала играть как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных личностей, можно встретить на страницах научной, публицистической и даже художественной литературы. Постараемся в сжатом виде обобщить, в чем наиболее ярко выразились эти изменения:
· во-первых, на протяжении последних десятилетий наблюдается неизменное ускорение темпов роста объема информации. Кратко и емко данная ситуация была сформулирована в виде тезиса: "Информация – это единственный неубывающий ресурс общества". Следствием такого положения дел стал количественный барьер в процессах обработки информации: грубо говоря, иногда информацию нет смысла собирать и хранить, так как все равно отсутствуют возможности ее обработки и рационального использования;
· во-вторых, возрос удельный вес коммуникативных проблем (искажение и потери информации в процессе передачи);
· в-третьих, серьезные трудности порождает наличие межязыковых, географических, административных, терминологических и других барьеров;
· в-четвертых, практическое применение информацию зачастую становится невозможным из-за ее хаотического рассредоточения по различным источникам (так называемое рассеяние информации).
Работа по решению перечисленных проблем в конечном счете привела к выделению самостоятельной научной дисциплины – информатики, предметом которой стали свойства информации, ее поведение в техногенных, социальных и биологических системах, а также методы и технологии, ориентированные на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации, или, кратко, информационные технологии (ИТ).
Данная формулировка предмета информатики не является единственной. Достаточно популярным является определение, согласно которому, "Информатика – это наука об описании, представлении, интерпретации, формализации и применении знаний, накопленных с помощью вычислительной техники, с целью получения новых знаний". Дополнительно укажем на то, что само применение термина "информатика" для обозначения соответствующей области научного знания не является общепризнанным. В частности, в США для названия данной сферы гораздо чаще используется понятие "computer science" (или реже "computing").
Особенностью ИТ по сравнению с традиционными технологиями является качественно иная сфера их приложения. Прежде всего это связано с их универсальным характером. Обратной стороной такого "универсализма" являются сложности, возникающие при создании формальных описаний информационных технологий. Подобные попытки далеко не всегда завершались успехом. Традиционно выделяется несколько уровней представления ИТ: концептуальное, на уровне информационных потоков, на уровне инструментальных средств и некоторые другие.
Общая схема цикла информационного процесса, который должен охватываться соответствующими технологиями, приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Общая структурная схема цикла информационного процесса
Результатом развития ИТ стали процессы глобальной информатизации общества. Последнее означает, что все большая часть его членов оказывается втянутой в профессиональную деятельности в рамках информационных отраслей экономики, удельный вес которых неуклонно возрастает. За последние десять-пятнадцать лет произошли существенные сдвиги в структуре рынка программного и аппаратного обеспечения для вычислительной техники. Он в значительной мере из рынка продуктов и услуг превращается в рынок технологий.1
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Она является научным фундаментом процесса информатизации общества.
Информационное общество –это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. |
Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Получение информации из сети становиться неотъемлемой частью информационной культуры человека.